Составители:
Рубрика:
80
жетного времени прекращается вместе с окончанием рассказа об этих геро-
ях.
Кроме того, в первых двух романах мы встречаемся или с несколькими
ретроспекциями, связанными с главным персонажем («Рудин»), или с про-
странными обращениями к прошлому основных действующих лиц («Дво-
рянское гнездо»).
В двух следующих романах почти ничего не сказано о прошлом
глав-
ных героев (Инсаров и Базаров), и, как в «Рудине», романное время обры-
вается со смертью героя.
А в «Дыме» и «Нови», как мы уже показали выше, движение художест-
венного времени устремлено в будущее.
И еще одно наблюдение над художественным временем в тургеневских
романах, связанное с общими особенностями жанра.
Романы
И.С.Тургенева невелики по объему, в их основе всегда лежит
острый конфликт, они насыщены диалогами. В свое время это отметил
А.Г.Цейтлин, определив процентное соотношение диалога и других форм
повествования. В «Рудине» диалог составляет около 73% всего текста, в
«Дворянском гнезде» — 43%, в «Накануне» — 58%, в «Отцах и детях» —
71%. При этом
следует отметить, что, как правило, диалог у Тургенева ост-
ро драматизированный.
Одним словом, в жанре тургеневского романа драматическое начало
ощущается довольно явственно. И оно в определенной степени обуславли-
вает общую структуру художественного времени во всех романах писателя.
Обычно в первых главах романист дает характеристику действующих
лиц. В «Рудине» — это первые
две главы, из которых мы узнаем о Липи-
ной, Волынцове, Дарье Михайловне Ласунской; в «Дворянском гнезде»
вначале даются биографические сведения о Марье Дмитриевне Калитиной,
о Паншине, Лемме; в «Накануне» — биографические справки о родителях
Елены, Шубине, об отце Берсенева и т. д.
Это своего рода перечень действующих лиц с развернутой их характе
-
ристикой.
Поскольку Тургенев рисует своих персонажей в наиболее характерные
для них периоды жизни, а указать на обязательную для романа связь харак-
тера и обстоятельств необходимо, он вводит своеобразный перечень дейст-
вующих лиц, как принято в драме, только с развернутой характеристикой.
В связи с этим, как правило, в начале романа художественное
время
движется медленно, довольно плавно за счет описаний, характеристик. По-
жетного времени прекращается вместе с окончанием рассказа об этих геро- ях. Кроме того, в первых двух романах мы встречаемся или с несколькими ретроспекциями, связанными с главным персонажем («Рудин»), или с про- странными обращениями к прошлому основных действующих лиц («Дво- рянское гнездо»). В двух следующих романах почти ничего не сказано о прошлом глав- ных героев (Инсаров и Базаров), и, как в «Рудине», романное время обры- вается со смертью героя. А в «Дыме» и «Нови», как мы уже показали выше, движение художест- венного времени устремлено в будущее. И еще одно наблюдение над художественным временем в тургеневских романах, связанное с общими особенностями жанра. Романы И.С.Тургенева невелики по объему, в их основе всегда лежит острый конфликт, они насыщены диалогами. В свое время это отметил А.Г.Цейтлин, определив процентное соотношение диалога и других форм повествования. В «Рудине» диалог составляет около 73% всего текста, в «Дворянском гнезде» 43%, в «Накануне» 58%, в «Отцах и детях» 71%. При этом следует отметить, что, как правило, диалог у Тургенева ост- ро драматизированный. Одним словом, в жанре тургеневского романа драматическое начало ощущается довольно явственно. И оно в определенной степени обуславли- вает общую структуру художественного времени во всех романах писателя. Обычно в первых главах романист дает характеристику действующих лиц. В «Рудине» это первые две главы, из которых мы узнаем о Липи- ной, Волынцове, Дарье Михайловне Ласунской; в «Дворянском гнезде» вначале даются биографические сведения о Марье Дмитриевне Калитиной, о Паншине, Лемме; в «Накануне» биографические справки о родителях Елены, Шубине, об отце Берсенева и т. д. Это своего рода перечень действующих лиц с развернутой их характе- ристикой. Поскольку Тургенев рисует своих персонажей в наиболее характерные для них периоды жизни, а указать на обязательную для романа связь харак- тера и обстоятельств необходимо, он вводит своеобразный перечень дейст- вующих лиц, как принято в драме, только с развернутой характеристикой. В связи с этим, как правило, в начале романа художественное время движется медленно, довольно плавно за счет описаний, характеристик. По- 80