ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
В определении соотношения понятий «формация» и «цивили-
зация» наметились три основных подхода: 1) эти понятия не сопос-
тавимы; 2) цивилизация есть часть формации; 3) формация есть часть
цивилизации.
Бульшей плодотворности этих дискуссий мешает недостаточ-
ная разработка обоих понятии. Теория формации мало продви-
нулась вперед после смерти ее создателей. Теория цивилизаций
разрабатывалась в первую очередь на
материале Востока. Она
имеет множество определений и отличается недостаточной про-
работкой структурообразующих признаков (принципов). Наряду
с цивилизационным, попыткой преодоления европоцентризма
является и культурологический подход, широко распространен-
ный на Западе, но не получивший еще достаточного освещения и
применения в отечественной историографии. При антропологи-
ческом понимании культуры под ней понимается вся жизнь. При
социологическом подходе
понятием культура охватывается часть
жизни общества, а сама культура рассматривается как система,
сложная данность ценностей, мнений, знаний и основных норм
поведения в обществе. При философском - культура предстает не
как синоним общества и не как определенная часть или сторона
общественного развития, а как явление, выделяемое из процесса
только аналитически и могущее стать предметом изучения
лишь
на уровне самой высокой абстракции,
Наряду с вышесказанным в арсенале современной
отечественной исторической мысли есть подходы и методы, ко-
торые не получили пока широкого распространения, например,
теория этногенеза Л.Н. Гумилева, опирающаяся на учение о био-
сфере В. И. Вернадского. По мнению Л.Н. Гумилева, в этногене-
зе главную роль
играет биологическая энергия. Она накаплива-
ется в человеческих коллективах, возникают избыточные ее про-
явления, взрывы, которые он называет пассионарностью*, в ре-
зультате чего появляются новые этносы. Этническая история
прерывиста: вспышка пассионарности - существование на отрезке
времени (1,5 тыс. лет) - распад и гибель. Этнос тесно связан с
* Пассионарность - внутреннее стремление к действию, независимое от разума че-
ловека.
В определении соотношения понятий «формация» и «цивили- зация» наметились три основных подхода: 1) эти понятия не сопос- тавимы; 2) цивилизация есть часть формации; 3) формация есть часть цивилизации. Бульшей плодотворности этих дискуссий мешает недостаточ- ная разработка обоих понятии. Теория формации мало продви- нулась вперед после смерти ее создателей. Теория цивилизаций разрабатывалась в первую очередь на материале Востока. Она имеет множество определений и отличается недостаточной про- работкой структурообразующих признаков (принципов). Наряду с цивилизационным, попыткой преодоления европоцентризма является и культурологический подход, широко распространен- ный на Западе, но не получивший еще достаточного освещения и применения в отечественной историографии. При антропологи- ческом понимании культуры под ней понимается вся жизнь. При социологическом подходе понятием культура охватывается часть жизни общества, а сама культура рассматривается как система, сложная данность ценностей, мнений, знаний и основных норм поведения в обществе. При философском - культура предстает не как синоним общества и не как определенная часть или сторона общественного развития, а как явление, выделяемое из процесса только аналитически и могущее стать предметом изучения лишь на уровне самой высокой абстракции, Наряду с вышесказанным в арсенале современной отечественной исторической мысли есть подходы и методы, ко- торые не получили пока широкого распространения, например, теория этногенеза Л.Н. Гумилева, опирающаяся на учение о био- сфере В. И. Вернадского. По мнению Л.Н. Гумилева, в этногене- зе главную роль играет биологическая энергия. Она накаплива- ется в человеческих коллективах, возникают избыточные ее про- явления, взрывы, которые он называет пассионарностью*, в ре- зультате чего появляются новые этносы. Этническая история прерывиста: вспышка пассионарности - существование на отрезке времени (1,5 тыс. лет) - распад и гибель. Этнос тесно связан с * Пассионарность - внутреннее стремление к действию, независимое от разума че- ловека. 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »