Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
прошлое на основе накопления, анализа, обобщения, сравнения и
толкования (интерпретации) достоверной информации о прошлой
социальной реальности (исторических фактов).
Историческое сознаниеболее сложное явление, чем историческое
познание. С одной стороны, оно является результатом исторического
познания, а с другойвключает в себя помимо знаний ценностное
отношение людей к прошлым событиям, а также
их представление о
том, как прошлое влияет на настоящее и будущее. Для российского
исторического сознания всегда особое значение имели вопросы: Кто
виноват? и Что делать? Таким образом, историческое сознание можно
определить как совокупность знаний людей о прошлом, его оценок, а
также представлений о влиянии прошлого на настоящее и будущее.
Каково
же значение исторического познания и сознания для общества?
Ответ на этот вопрос мы сможем дать, если определим, какие социально-
значимые функции выполняет историческое познание. В науках об
обществе (обществознании) термин «функция» является синонимом
термина «роль» и означает устойчивый процесс удовлетворения
устойчивых потребностей и интересов общества. Следовательно, когда
мы говорим о
функциях исторического познания, мы имеем в виду
потребности человека и общества, для удовлетворения которых
необходимо знание прошлого.
В аналитических целях функции исторического познания сгруппируем
соответственно трем типам социальных (общественных) потребностей и
интересовпознавательно-мировоззреческим, идеологическим и
социально-практическим.
Познавательно-мировоззренческие функции
- удовлетворение познавательного интереса. Познавательный интерес
можно обозначить
как особую психологическую потребность личности в
определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных
переживаний и средствах достижения желанных целей (Додонов Б.И.
Эмоция как ценность. М., 1978. С. 159). Уже в античности стало ясно, что
познание отнюдь не всегда связано с удовлетворением исключительно
«полезных», практических потребностей. Так, у Аристотеля мы читаем:
«Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать,
причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало
недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они
задавались вопросом о более значительном, например о смене положения
Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но
недоумевающий и удивляющийся считает
себя незнающим (поэтому и тот,
кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создан на
основе удивительного). Если таким образом начали философствовать,