Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться
ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель. Соч. В 4-х
т. М., 1975. Т. 1. С. 69). Подтверждением мысли Аристотеля
применительно к историческому познанию является «бескорыстный»
интерес многих людей к посещению музеев, чтению исторических
мемуаров, исторической публицистики и т.п. «Народный интерес
к своему
прошлому огромен, непреходящИстория изучается в школе, событиями
прошлого заполнены миллиарды страниц романов, повестей, рассказов,
поэм, о событиях прошлого создано бесчисленное множество
кинофильмов», отмечает в этой связи российский академик Ю.А.
Поляков (Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории.
2001. 2. С. 21-22);
- функция формирования
мировоззрения. Мировоззрениерезультат
духовно-практического освоения действительности субъектом,
пытающимся истолковать мир как некоторую целостность и понять свое
место в нем (Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных
концепций. М., 1991. С. 7). Говоря проще, мировоззрениеэто
совокупность взглядов людей на окружающий мир и свое место в нем.
Известно, что общество, с
точки зрения человека, выступает важнейшей
частью окружающего мира, которая формирует человека как личность и от
которой он постоянно зависит. Следовательно, формируя представления
людей об обществе, законах его развития, историческое познание тем
самым созидает наиболее существенную сферу самосознания и
самооценки личности. По мнению выдающегося российского историка
В.О. Ключевского, «… без знания
истории мы должны признать себя
случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для
чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими
куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы,
жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О
.
Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 332);
- функция социальной саморефлексии, т.е. осознания и оценки обществом
своего реального положения в мире. Без знания отечественной и мировой
истории в их связи с настоящим общество не может определить своего
реального «местоположения» в мировой истории и современности,
получить объективное представление
о своих национальных достоинствах
и недостатках, ответить на вечный вопрос: на какой стадии прогресса оно
находится в сравнении с другими странами и народами. Так, сравнение
результатов цивилизационного развития западных либеральных
демократий и СССР во многом определило смысл и широкую социальную
поддержку нынешней модернизации российского общества. Наоборот,
изоляция общества от объективной исторической
информации в советский
период, тенденциозное акцентирование наших достижений в сравнении с
1913 г. и упорное замалчивание факта нарастающего отставания СССР от