ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
28
Философские и методологические основания исторического познания
более подробно будут рассматриваться в курсе «Философия». Здесь же мы
охарактеризуем главные принципы и методы, на основе которых
формируется научный уровень исторического сознания.
Важнейшим научным принципом является принцип объективности,
когда приоритетной целью и ценностью научной деятельности является
историческая истина – знание, максимально полно отражающее
историческую
объективную реальность и максимально свободное от
влияния личных и социальных предпочтений и интересов
исследователя. По мнению видного российского историка А.Н. Сахарова,
«история – это самая жестокая из всех наук и именно потому, что она
способна сказать нам правду о нас самих, о нашем прошлом и будущем.
Общество, как и отдельная
личность, увы, с трудом переносит правду о
себе» (Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы
истории. 2002. № 8. С. 3). Поэтому зачастую объективное историческое
знание подменяется мифотворчеством, прямой фальсификацией,
искусственными стереотипами, создающими благостную картину
прошлого, призванную «улучшить» национальное самосознание и
повысить социальный оптимизм. Неприемлемость искажения истории
даже в самых
лучших намерениях обосновывал еще Н.М. Карамзин:
«Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен,
руководимый пристрастием, преувеличивать счастие или умалять в своем
изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может,
даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа
передавать с грустью, а
о том, что приносит честь, о победах, о цветущем
состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом
может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего
должен быть историк» (Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987. С. 28).
Приоритет принципа объективности в научном познании обосновывал и
М. Вебер, утверждавший, что «интересы науки в
конечном итоге меньше
всего играют роль там, где пытаются не замечать неприятные факты и
жизненные реальности во всей их остроте» (Вебер М. Избранные
произведения. М., 1990. С. 353).
Каким же образом историческая наука может обеспечивать соблюдение
принципа объективности, т.е. получения достоверных знаний о прошлом?
Известно, что объективное знание, помимо всего
прочего, должно быть
полным, отражать возможно большее число признаков и проявлений
объекта познания. Но как же обеспечить данное требование
применительно к бесконечно обширному объему исторической
информации? Очевидно, что исчерпывающее решение данной проблемы
невозможно. Однако историк должен уметь выделять из потока событий
те, которые, во-первых, представлены достоверно (т.е. научно
верифицированы
, обрели статус объективной истины), во-вторых,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »