ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
44
независимых друг от друга социально-политических и территориально
ограниченных образований, которые именуются цивилизациями (Чумаков
А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 304). Именно
этот локальный подход имеет наиболее давнюю историю.
До сих пор ведущую роль в разработке и применении локально-
цивилизационнго подхода играют концепции таких видных мыслителей,
как М.
Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби. Существенный вклад в
формирование и развитие цивилизационной парадигмы внесли также Н.Я.
Данилевский, П. Сорокин и С. Хантингтон (Вебер М. Протестантская
этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990;
Шпеглер О. Закат Европы. М., 1993; Тойнби А. Дж. Постижение истории.
М., 1991; Данилевский Н.Я. Россия и
Европа. Взгляд на культурные и
политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб.,
1995; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Сравнительное
изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999.)
Многие современные исследователи стремятся сформулировать
некий синтезированный, обобщающий комплекс типологизации
цивилизаций. По мнению А. Малашенко, цивилизация «есть совокупность
отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом
и
государством, сакрализованные религиозной или идеологической
доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в
историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и
общественного поведения» (Семенникова Л.И. Россия в мировом
сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. С. 36). В трактовке Л.И.
Семенниковой цивилизацию следует выделять по следующим признакам:
1. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и
экономического развития. 2. Взаимопереплетение культур. 3. Наличие
сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив
развития.
. При всей самобытности, разнообразии взглядов этих мыслителей они
исходили из общих парадигмальных посылок:
1. В отличие от формационной парадигмы, которая акцентирует
принципиальное единство мировой истории, ее прогрессивную
направленность, сторонники цивилизационного подхода, наоборот,
стремятся доказать
, что каждый исторический период и историческое
развитие народов и регионов отличается неповторимостью и
уникальной самобытностью. Например, Арнольд Тойнби утверждал,
что в мировой истории можно насчитать в зависимости от критериев
типологизации от 13 до 100 самостоятельных цивилизационных
комплексов, обладающих особыми, неповторимыми свойствами.
Поэтому данный подход и называется локально-цивилизационным.
2. Историческое развитие носит
скорее циклический, нежели линейный
поступательный характер. Иными словами, все цивилизации проходят
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »