Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

42
«соседство Бога» (Мень А. ХРИСТИАНСТВО // Литературная газета
19.12.90. 51). Таким образом, при всем бесконечном своеобразии,
самобытности и противоречивости истории локальных цивилизаций
и культур мировая цивилизация имеет общую мотивационную основу
развитиястремление к расширению степени свободы по векторам
отношений человек-время, человек-пространство, человек-природа,
человек-общество, человек-человек.
Другим важнейшим
признаком мировой цивилизации, выделяющим ее
из окружающего природного мира, являются уникальные средства,
способы и технологии реализации адаптационных потребностей и
целесмысловых мотивов деятельности. На эту особенность обратил
внимание, в частности, немецко-американский философ и психоаналитик
Эрих Фромм (1900-1980), по которому человек является биологически
ущербным существом. Что же это значит? Если животные
приспосабливаются
к изменчивости окружающей среды аутопластически
(т.е. изменяют свои физиологические параметры), то человек, прекратив
свою физиологическую эволюцию много тысяч лет назад, реализует
адаптационные потребности и целесмысловые мотивы принципиально
иным, культурным способомаллопластически, т.е. изменяет
окружающую природную и социальную среду «под себя», творчески
созидает как бы искусственную, «вторую природу». Она
включает в себя
как материальные, так и идеальные составляющие. К материальной
составляющей относятся орудия труда и его результаты, материальные
памятники культуры и т.д. К идеальнойискусственные средства
коммуникации (прежде всего, устный и письменный язык), искусственные
нормы регулирования и упорядочения социальных отношений (традиции,
обычаи, мораль, религиозная этика, правовые системы и т
.д.), данные
науки и идеологические конструкции.
Поэтому в терминах общесоциального подхода цивилизацияэто
совокупность материальных и идеальных продуктов творческой
человеческой деятельности, которая детерминирована (определяется)
как адаптационными потребностями, так и смыслоцелевым мотивом
расширения свободы в отношениях человека со временем,
пространством, природой, обществом и самим собой. Все это в первую
очередь и
отличает цивилизованный (civilis) образ жизни людей от
«грубого», «дикого», «лесного» образа жизни первобытных людей и
животных – “silvaticus”. В латинском языке слово «civil», означало
«городской», «государственный», «гражданский» образ жизни,
противопоставляемый «лесному, грубому, дикому» образу жизни
первобытных людей, схожему с образом жизни животных.
В чем же заключается познавательная и социально-практическая
продуктивность этой (цивилизационной
) парадигмы?