Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

43
Во-первых, при объяснении и понимании исторического процесса он
исходит из его человеческого измерения, т.е. из реальных мотивов и
смыслов человеческой деятельности как главных предпосылок социальных
изменений.
Во-вторых, в ее рамках сочетаются, взаимодополняют друг друга
методология объяснения (т.е. раскрытие объективных предпосылок и
закономерностей исторических изменений) и методология
понимания,
которая предполагает постижение прошлого через проникновение в
человеческую спонтанность, через погружение в смыслы и идеи, которыми
руководствовались и руководствуются люди, творя историю.
В-третьих, цивилизационная парадигма формулирует подлинно
гуманистические и одновременно объективные критерии социального
прогресса, который в ее терминах воплощается прежде всего в расширении
свободы самополагания человека, предоставляемой обществом
.
Кроме того, подобная парадигма необходима и для ответа на
фундаментальные вопросы:
1. Каковы общие тенденции развития мировой цивилизации?
2. Каким образом они влияют на развитие каждой отдельной страны,
сочетаются и взаимодействуют с ее цивилизационной самобытностью?
3. Какие глобальные угрозы встают на пути человечества?
4. Каковы общечеловеческие идеалы и ценности,
на основе которых
можно устранить эти угрозы (глобальные проблемы), обеспечить
прогресс, справедливость и равноправие как в рамках мирового
сообщества, так и в каждом отдельном обществе?
Однако известно, что реальная история бесконечно разнообразна.
Обладая схожими мотивами активности и средствами реализации
практических и идеальных потребностей, народы и государства
отличаются системами материального производства
и социальной
организации, политического устройства, менталитетом, конфессиональной
принадлежностью и т.д. Да и результаты их цивилизационного развития
весьма различны, что, в частности, подтверждается делением
современного мирового сообщества на страны, принадлежащие к
«первому», «второму» и «третьему» мирам, к «мировому городу» и к
«мировой деревне». Поэтому перед общественными науками, включая
исторические, всегда
возникают проблемы описания и объяснения этого
разнообразия, определения неповторимой самобытности общественных
порядков и культур. Соответственно, универсалистская, глобально-
цивилизационная парадигма должна быть дополнена локально-
цивилизационным подходом, суть которого состоит в том, что всемирная
история представляет собой не целостный процесс социальных изменений,
поэтапно разворачивающийся во времени, а отдельное развитие