ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
41
только в контексте удовлетворения биологических потребностей
самосохранения, выживания и продолжения рода, но и с позиций некоего
абсолюта, т.е. воображаемого и желаемого статуса, преодолевающего
многочисленные естественные ограничения человеческой воли и
деятельности. Эту уникальную способность, в частности, подчеркивал
выдающийся философ ХХ века Карл Ясперс. «Осознавая свои границы, он
(человек. – Авт.) ставит
перед собой высшие цели, познает абсолютность в
глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира» (Ясперс К.
Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994. С. 33).
О каких границах здесь идет речь? Прежде всего о естественном
ограничении времени существования человека и человечества. Это
ограничение ощущается в первую очередь в страхе перед смертью
и
осознается в многочисленных мифах и легендах об «эликсире вечной
молодости», о Кащее Бессмертном, в религиозных представлениях о
вечной загробной жизни.
То же можно сказать и об ограниченности человека пространством.
Издавна люди стремились расширить степень свободы в овладении
пространством. Эта тенденция прослеживается в различных формах и
достижениях у всех народов
со времен зарождения древних цивилизаций
до наших дней. Иллюстрацией здесь является необратимый прогресс в
развитии транспорта (от гужевого до космического), а также средств
массовой информации, которые к настоящему времени обеспечивают
виртуальное присутствие человека в любой точке земного шара.
В отношениях с обществом человек также всегда стремится, по
выражению Ф. Энгельса,
прорваться «из царства необходимости в царство
свободы». И в этом плане реальная история демонстрирует
поступательный прогресс. Сравните, например, степень социальной
свободы в первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном,
буржуазном и современном, постиндустриальном обществах. Вспомните
также, что социальная свобода и справедливость почти всегда выступали
главной целью большинства революций.
То же можно сказать и
о неизбывном стремлении людей обрести власть
над собой, т.е. подчинить свои иррациональные страсти, инстинкты,
настроения и потребности разумному (рациональному) началу – от
стремления соблюдать рациональную диету до стремления подчинить
социальную стихию рационально сформулированным общественным и
правовым нормам. Вот что в связи с этим говорил выдающийся
отечественный богослов и философ протоиерей Александр
Мень: «Вы
легко мне возразите: а сколько было ступеней, ведущих вниз? Да, конечно,
на первый взгляд, ступеней, ведущих вниз, больше. Людей, которые
падали и катились вниз, в бездну, больше. Но для нас важно, что человек
все-таки поднимался в эти надоблачные вершины. И он тем и велик,
человек, что он
был способен подняться туда, где, как говорил Пушкин,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »