Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

52
реальный земной мир, где господствует хаос. Пребывание человека в этом
мире временно и скоротечно. Таким образом, мир земной и
несовершенный малозначим для людей, тем более что они заведомо не в
состоянии изменить его. Отсюда распространенная на Востоке метафора,
характеризующая положение человека в этом мире, – «человек, плывущий
на лодке без весел по
бурному потоку». Поэтому значение деятельности
людей по преобразованию земного мира ничтожно. Истинный смысл
земной жизни людей ориентирован на высший небесный мир.
Соответственно, верующий буддист «стремится так построить свою жизнь,
чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной,
не нарушали бы «космического закона»; верующий индус стремится к
улучшению своей «
кармы» (карма в индуизме, буддизме и джайнизме
это влияние совершенных действий на характер настоящего и будущего
существования), что должно обеспечить ему благоприятное перерождение
в следующем жизненном цикле» (Запад и Восток. Традиции и
современность. М., 1993. С. 96-102). В результате пребывание в земном
миреэто лишь краткий период приготовления человека к переходу в
высший
мир, где главным считается внутреннее духовное
самосовершенствование человека, обретение им добродетелей покорности
существующим правилам морали и воле харизматического правителя.
Итак, все сферы жизни обществ, представляющих восточный тип
цивилизационного развития, ориентированы на ценность порядка,
устойчивости и стабильности существования, что достигается за счет
культивирования экономической, социальной, политико-правовой и
духовно-культурной зависимости
общества от деспотического
государства. Всеобъемлющий характер детерминации общественной
жизни государство-центристскими скрепами превратил восточные
общества в застывшие целостности, минимально способные к быстрым
качественным изменениям. В данном случае речь не идет об отсутствии
каких-либо изменений вообще. Известно, что на протяжении столетий в
этих государствах наблюдались многочисленные социальные конфликты,
в ходе
которых к власти приходили новые династии, менялись границы,
наблюдался некоторый прогресс в развитии знаний, производственных
технологий и т.д. Однако фундаментальные общественные устои
оставались неизменными. По оценке Л.И. Семенниковой, в таких
обществах «развитие идет циклами» (Семенникова Л.И. Россия в мировом
сообществе цивилизаций. М., 1994. С. 51-52). Вся совокупность
социальных изменений, проходя
определенный цикл, возвращается к
своему изначальному состоянию. Как правило, этот цикл включает в себя
этапы укрепления центральной власти в ходе подавления центробежных
тенденций (восстаний, заговоров и т.п.), ослабление центральной власти и
государства в результате народного бунта или нашествия иноземцев,
преодоление социальной катастрофы путем воспроизводства того же