Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 50 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

50
В производственно-экономической сфере всех их объединяет
господство государственной формы собственности и общинного
землепользования (прежде всего на землю) и слабое развитие
частнособственнических отношений. «В таком обществе есть бедные и
богатые, но нет собственности как производящегося и умножающегося
капитала» (Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.
М., 1994. С. 48.) Большинство населения,
за исключением государства и
его высших представителей, выступали лишь как арендаторы земли в
рамках общинного землепользования, были обязаны отдавать государству
значительную часть своих доходов (Всеобщая история государства и
права. М., 1995. С. 11-12). Эта особенность отношений собственности
нашла отражение и в народном эпосе. В «Книге песен» (Древний Китай),
говориться о том, что все
земли империи являются верховной
собственностью царей: «Под широким небом нет земли, которая не была
бы царской» (Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1948. С. 518-
529).
Таким образом, при всем разнообразии общественного устройства стран,
относящихся к восточному типу цивилизаций, характер организации
экономической сферы так или иначе обусловливает доминирование государства
над обществом.
Именно государство, обладая статусом верховного
собственника национальных богатств (земли, ирригационных сооружений,
производительных силрабов и т.п.), по сути дела определяет и контролирует
условия экономической деятельности своих подданных.
Социальная сфера восточных обществ отличается жесткой регламентацией
социальных статусов и ролей подданных, принадлежащих к тем или иным
сословиям, кастам. Сословиеэто социальная
группа, обладающая
закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и
обязанностями. Кастызамкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся
вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных
занятий и профессий. Наибольшее распространение кастовая иерархия
общества получила в древних и средневековых государствах Древнего Египта,
Китая, Индии (Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С. 1244; 556-
557). При
этом личные интересы и потребности большинства подданных строго
ограничиваются интересами государства и коллектива (общины, сословия,
касты). Знаменитый китайский философ и политик Конфуций (V век до н.э.)
утверждал, что основой порядка и справедливости выступает соблюдение
постулата: «Правитель должен быть правителем, а подданныйподданным,
отецотцом, а сынсыном» (Семеникова Л.И. Россия
в мировом сообществе
цивилизаций. М., 1994. С. 48). Нерушимость данного постулата, согласно
представлениям Конфуция, является верховной общественной ценностью, а
попытки отступить от неесамым тяжким грехом.
Поэтому принадлежность к определенной касте-сословию каждого