ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
49
Классическая и современная историческая наука выделяет по
различным основаниям и критериям большое количество разнообразных
цивилизационных целостностей. К примеру, даже авторитетный
английский теоретик цивилизаций А. Тойнби на разных этапах
исследования определял и обосновывал наличие 100, 36, 21 и, наконец, 13
цивилизаций в мировой истории. Поэтому заранее признаем, что
причисление определенных стран и народов к какому-
либо
цивилизацинному комплексу всегда страдает некоторой условностью.
Но предварительно следует выделить объект, рассмотрение которого
и позволит нам создать соответствующую аналитическую схему. Согласно
системному подходу, характеристика общества может быть представлена
комплексно и адекватно через характеристику наиболее существенных
особенностей его экономической, социальной, политико-правовой и
духовно-культурной подсистем, сфер общественной жизни. Таким
образом, самобытность западной, восточной и русской цивилизаций может
быть выражена через самобытность организации их основных социальных
подсистем.
3. 1. Самобытные черты и предпосылки циклического,
«восточного» типа цивилизационного развития
В современной исторической науке принято считать, что к «восточному»,
циклическому типу цивилизационного развития относятся индо-
буддийский (большинство стран Юго-Восточной Азии во
главе с Индией),
арабо-исламский (весь арабо-исламский мир, прежде всего страны
Сверенной Африки и Ближнего востока) и китайско-конфуцианский
культурно-цивилизационные комплексы. Его основу формировал Древний
Восток – совокупность государств, народов и племен, проживавших на
обширном пространстве – от северного побережья Африки до Тихого
океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно
40 градусом
северной широты. Время возникновения этого комплекса большинство
востоковедов датируют рубежом IV и III тысячелетия до нашей эры и
связывают с появлением первых государств в долине Нила и на юге
Месопотамии. (Подробнее см. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.,
1948; Энциклопедический словарь юного историка. М., 1993. С. 138-156;
Семеникова Л.И. Россия в мировом
сообществе цивилизаций. М., 1994. С.
46-57; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших
времен до начала ХХ века. М., 1997. С. 8-40.)
Что же позволяет нам относить столь обширную и весьма
разнообразную культурную зону к единому типу цивилизационного
развития? Что общего могут иметь страны, представляющие на первый
взгляд разноречивый конгломерат экономических, социально-
политических и религиозных систем?
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- …
- следующая ›
- последняя »