ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
83
формирует общественную мысль», – резюмируют авторы учебного пособия
«История России. От Древней Руси к императорской России» (Горинов М.М.,
Ляшенко Л.М. История России. Часть 1. От Древней Руси к императорской
России (IX-XVIII вв.). М., 1994. С. 107);
- предельная концентрация публичной власти в руках самодержавного, а затем
и тоталитарного государства, минимальное развитие принципа разделения
властей
, системы сдержек и противовесов. Так, еще Иван Грозный – первый
русский царь (1547 г.) добился права «казнить и миловать по своему
усмотрению». Наиболее полное оформление абсолютная, самодержавная
власть монарха получила при Петре Первом. Сам император, составляя
военный устав, так определил свои полномочия: «Его Величество есть
самодержавный монарх, который никому на свете о
своих делах ответа дать не
должен, но силу и власть имеет свои государства и земли – яко христианский
государь по своей воле и благонамерению управлять». Напомним, что первый
институт народного представительства с весьма ограниченными
совещательными полномочиями – Государственная Дума – появился в России
лишь в начале ХХ века (27 апреля 1906 г.), а полноценный парламент (I съезд
народных депутатов СССР) в 1989 г.;
- преимущественное использование государством силовых и идеологических
ресурсов власти: от системы насильственного сбора дани – «полюдья» при
первых русских князьях, во многом насильственной христианизация Руси,
«опричнины» Ивана Грозного, широкой системы конфискационных мер Петра
Первого до политики «военного коммунизма» большевиков, сталинских
массовых репрессий, что оправдывалось коммунистической идеологией
и
пропагандой. В последнем случае весьма показательным представляется
признание В.И. Ленина, по которому «диктатура пролетариата (система
государственной власти. – Авт.) опирается не на закон, а на насилие»;
- доминирование харизматической и традиционной легитимности власти,
правомерность которой оправдывалась в глазах общества или соответствием
давно установившейся традиции престолонаследия, или же верой в
сверхъестественные,
богоподобные качества правителей, заведомо лучше
других знающих, что и как надо делать.
Особенности духовно-культурной сферы общественных отношений:
- резкая духовно-идеологическая и интеллектуально-образовательная
дифференциация общества, народа и элиты. В этом смысле примечателен тот
факт, что в XVIII и первой половине XIX вв. аристократическая элита в
основном общалась на французском языке, совершенно
непонятном
подавляющему большинству населения. Напомним также, что к началу ХХ
века более 80 % подданных Российской империи оставались полностью
безграмотными;
- длительное сохранение сословного, элитарного характера образования, его
недоступность для подавляющего большинства населения. Отечественная
образовательная система начала приобретать всесословный характер лишь в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- …
- следующая ›
- последняя »