Составители:
5
Отметим, что игру одного игрока можно считать игрой двух игроков, т.е.
«парной», считая вторым игроком природу. Если участники «множественной»
игры могут образовывать постоянные коалиции, то такая множественная игра,
состоящая из двух постоянных коалиций, также может рассматриваться как
«парная».
Наибольшее практическое значение имеют парные игры, их мы и
рассмотрим.
Развитие
игры во времени представляется в виде отдельных решений,
последовательных этапов или ходов.
2. Ходом называется выбор одного из предусмотренных правилами игры
вариантов решения. Ходы делятся на личные и случайные.
3. Личным ходом называется сознательный выбор игроком одного из
возможных в данной ситуации игры решений (например, – любой ход в
шахматной или шашечной
игре).
4. Случайным ходом называется выбор решения некоторым «механизмом
случайного выбора» (например – бросание монеты, выбор карты из
перетасованной колоды и т.п.). Игры, состоящие только из случайных ходов
теорией игр не рассматриваются.
Различают игры с полной информацией и игры с неполной информацией.
5. Игра с полной информацией – это такая игра, в которой
каждый игрок
при каждом личном ходе знает результат всех предыдущих ходов противника и
его возможности (например – шахматы, шашки, карточные игры в
«открытую»).
6. Игра с неполной информацией – если не выполняются условия
предыдущей игры с полной информацией (например, домино, боевые действия,
карточные игры в «закрытую»).
Отметим, что большинство конфликтных ситуаций, взятых
из практики,
представляют игры с неполной информацией.
7. Стратегия игрока – есть подробное описание того, как должен
поступать игрок (какое должен выбирать решение) во всех возможных
ситуациях, сложившихся в процессе игры.
Понятие стратегии – одно из основных в теории игр, остановимся на нём
несколько подробнее.
Обычно игрок в процессе игры не придерживается каких
-то жёстких,
фиксированных правил, а решение в каждом ходе принимается в зависимости
от сложившейся ситуации. Однако теоретически дело не изменится, если такая
система решений будет принята заранее. В этом случае говорят, что игрок
выбрал определённую стратегию. Теперь он может и не участвовать в игре
лично, а заменить своё участие списком
правил, которые за него будет
применять незаинтересованное лицо (судья, ЭВМ).
В зависимости от числа возможных стратегий игры делятся на конечные и
бесконечные.
8. Конечная игра – это такая игра, в которой у каждого игрока имеется
только конечное число стратегий.