Составители:
Рубрика:
22 23
тупо звякает, как будто падает в вязкую массу, а потом бьёт звонче
и звонче, и, наконец, как колокол, гудит огромный котёл. Потом оста-
новка, потом снова тихо; громче и громче, и опять нестерпимый, ог-
лушительный звон. Да, это так: сначала бьют по вязкому, раскалённо-
му железу, а потом оно застывает. И
котёл гудит, когда головка зак-
лёпки уже затвердела. Понял. Но те, другие звуки... Что это такое?
Я стараюсь понять, что это такое, но дымка застилает мне мозг. Ка-
жется, что так легко припомнить, так и вертится в голове, мучитель-
но близко вертится, а что именно – не знаю. Никак не схватить... Пусть
стучит, оставим это. Я знаю, но только не помню.
И шум увеличивается и уменьшается, то разрастаясь до мучи-
тельно чудовищных размеров, то будто бы совсем исчезая. И кажется
мне, что не он исчезает, а я сам в это время исчезаю куда-то, не слышу
ничего, не могу шевельнуть пальцем, поднять веки, крикнуть
. Оцепе-
нение держит меня, и ужас охватывает меня, и я просыпаюсь, весь
в жару. Просыпаюсь не совсем, а в какой-то другой сон. Чудится мне,
что я опять на заводе, только не на том, где был с Дедовым. Этот
гораздо громаднее и мрачнее. Со всех сторон гигантские печи чуд-
ной, невиданной
формы. Снопами вылетает из них пламя и коптит
крышу и стену здания, уже давно чёрные, как уголь. Машины кача-
ются и визжат, и я едва прохожу между вертящимися колёсами и бе-
гущими и дрожащими ремнями; нигде ни души. Где-то стук и грохот:
там-то идёт работа. Там неистовый крик и
неистовые удары; мне
страшно идти туда, но меня подхватывает и несёт, и удары всё гром-
че, и крики страшнее. И вот всё сливается в рёв, и я вижу... Вижу:
странное, безобразное существо корчится на земле от ударов, сып-
лющихся на него со всех сторон. Целая толпа бьёт, кто чем попало.
Тут
все мои знакомые с остервенелыми лицами колотят молотами,
ломами, палками, кулаками это существо, которому я не прибрал на-
звания. Я знаю, что это – всё он же... Я кидаюсь вперёд, хочу крик-
нуть: «перестаньте! за что?» – и вдруг вижу бледное, искажённое,
необыкновенно страшное лицо, страшное потому, что это – моё соб-
ственное лицо
. Я вижу, как я сам, другой я сам, замахивается моло-
том, чтобы нанести неистовый удар.
Тогда молот опустился на мой череп. Всё исчезло; некоторое
время я сознавал ещё мрак, тишину, пустоту, неподвижность, а скоро
и сам исчез куда-то...
______________________
Рябинин лежал в совершенном беспамятстве до самого вечера.
Наконец хозяйка-чухонка, вспомнив
, что жилец сегодня не выходил
из комнаты, догадалась войти к нему и, увидев бедного юношу, раз-
метавшегося в сильнейшем жару и бормотавшего всякую чепуху, ис-
пугалась, испустила какое-то восклицание на своём непонятном диа-
лекте и послала девочку за доктором. Доктор приехал, посмотрел,
пощупал, послушал, помычал, присел к столу и, прописав
рецепт,
уехал, а Рябинин продолжал бредить и метаться.
Задание 25. Найдите в толковом словаре современного русско-
го языка объяснение незнакомых слов.
Задание 26. Ответьте на вопросы к тексту VIII.
1. Как вы думаете, кто мог купить картину Рябинина «Глухарь»?
2. Куда художник пригласил друзей?
3. Опишите атмосферу студенческой вечеринки в ресторане
«Вена».
4. Почему
Рябинин плохо спал после праздника? Что он видел
во сне?
5. Что ему хотелось сделать, чтобы избавиться от кошмарного сна?
6. Что он продолжал слышать, когда снова засыпал?
7. Каким он видел завод?
8. Кем было то странное, безобразное существо, которое корчи-
лось на земле от ударов?
9. Как вы можете объяснить кошмары Рябинина
?
10. Почему в его снах один образ накладывается на другой?
11. Что случилось в конце концов с Рябининым?
12. Что посоветовал доктор?
Задание 27. Прочитайте текст IX «Дедов».
Текст IX
«Дедов»
Бедняга Рябинин заболел после вчерашнего кутежа. Я заходил
к нему и застал его лежащим без памяти. Хозяйка ухаживает за ним.
Я должен был
дать ей денег, потому что в столе у Рябинина не оказа-