Задания по развитию устной и письменной речи на материале текстов по архитектуре и градостроительству для студентов старших курсов, магистров и аспирантов. Кабытова В.И. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

2. О каких способах реконструкции городов вы узнали из текста?
3. Какой вид градостроительных работ возник с развитием техники?
4. Какова ширина современной Тверской улицы в Москве и какова была её
ширина в прошлом?
5. Каким способом (образом) строители смогли расширить Тверскую улицу
в узких местах?
6. Расскажите о процессе передвижки зданий, о технических средствах,
которые используют для этого.
7. Сколько времени заняла передвижка многоэтажного дома (здания)
Моссовета?
8. Приведите примеры зданий, которые были передвинуты на новое место
в Москве.
Задание 3. Расскажите основное содержание текста, используя ваши ответы
на вопросы к тексту.
Задание 4. Напишите изложение основного содержания текста (объём рабо-
ты 1,5 страницы).
Часть 2
Задание 1. Прочитайте текст, найдите новые слова в словаре, если они вам
непонятны.
В мире существуют города, где сохранились целые районы старой застрой-
ки, кое-где опоясанные остатками крепостных стен. Наиболее характерны в этом
отношении средневековые города, старые центры которых сегодня своеобраз-
ные и неповторимые «острова прошлого» в растущих современных городских
районах, ценнейшее архитектурно-историческое наследие. Прага, Варшава, Кра-
ков, Гданьск, Таллин, Рига. Здесь не может быть и речи о градостроительной «хи-
рургии». Безжалостная пробивка прямых магистралей через исторический центр
города не только разрушает ничем не восполнимые художественные сокровища,
но очень часто не приводит к улучшению городского движения, как, например,
в Париже. Вместе с тем в историческом центре недопустима по художественным
соображениям и, как правило, физически невозможна передвижка домов из-за
отсутствия резервных территорий и высокой плотности застройки.
Однако случается, что исторически ценная часть города попадает в сферу
общегородских работ по реконструкции (например, транспортной системы). Так
произошло в Варшаве. В процессе послевоенных восстановительных работ по-
требовалось соединить кратчайшим путем восточную и западную части города.
Новая магистраль как раз пересекала исторический центр города «Старо място»,
бережно и любовно восстановленный польскими специалистами. Перед градост-
роителями встал вопрос, как развязать этот планировочный узел. Разрушения вто-
рой мировой войны научили градостроителей еще больше ценить памятники на-
циональной культуры.
Польские градостроители решили пропустить новую магистраль через тон-
нель под старой частью города. Теперь «Старо място» целиком отдано пешехо-
дам. Бродя по тихим улочкам старого города, любуясь памятниками националь-
ной культуры Польши, многие туристы даже не подозревают, что у них буквально
под ногами бегут бесконечной вереницей трамваи, автобусы, автомобили. Однако
самое удивительное то, что всей этой изумительной старины пять с лишним деся-
тилетий назадпрактически не существовало. Она была рождена заново. В силу
нелегкой исторической судьбы этого города в Варшаве процессы реконструкции
и реставрации соединились.
Реконструкция Варшавы интересна не только реставрационными работами,
но и использованием подземного пространства. Идеи строительства в толще зем-
ли под зданиями различных городских объектов привлекают все больше внима-
ния как теоретиков, так и практиков градостроительства. В самом деле, совсем не
обязательно строить на поверхности земли разные вспомогательные, транспорт-
ные и технические сооружения (электроподстанции, тепловые узлы, гаражи-сто-
янки и т. п.), лучше вместо них сооружать здания и озеленять территорию.
Идея подземной урбанистики не нова: ещё на рубеже XIX и XX столетий
в ряде крупнейших городов мира появился метрополитен. Однако в последнее
время она стала более популярной. Сегодня близость городских территорий в цен-
тральных, плотно застроенных, районах к зонам и учреждениям культурно-быто-
вого обслуживания, а также множество подземных инженерных коммуникаций
в этих местах делают центральную часть города ценной не только с экономичес-
кой, но и с функциональной точки зрения.
Пересекая красавицу Вислу, поезд сразу с моста попадает в тоннель и че-
рез несколько минут останавливается во дворце-вокзале, залитом неярким голу-
боватым светом. С перрона бесшумные эскалаторы поднимают пассажиров на
следующий уровень (тоже подземный), где размещены камеры хранения, магази-
ны, кафе и другие службы вокзала. Ещё один небольшой подъём, и пассажиров
ожидает приятный сюрприз: они в здании вокзала, в самом центре города. Сквозь
огромные стеклянные витражи видны силуэт Дворца культуры и науки, зелень
парка, многоэтажный отель, торговый центрДа и сам вокзал непривычен. Это
огромный павильон; здесь светло и просторно, из динамиков доносится негром-
кая музыка, прерываемая необходимой информацией; здесь и в помине нет харак-
терных для вокзала шума и суеты.
Так в торговом, деловом и культурном центре польской столицы сложней-
шее инженерное сооружение в толще земли помогает городу жить и работать, хотя
его не видно.
Проспект Калинина в Москве. Кому не известна сейчас эта столичная ули-
ца! Несмотря на свой небольшой возраст (немногим более 30 лет), эта магистраль
полюбилась москвичам и гостям города, привлекая масштабом всего комплекса,
бесспорно новым художественным обликом, не похожим на облик старой Москвы.
18
19