ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
отражает связи между частями целого. Если связи постоянны, мы обращаем на
них внимание, ищем причинно – следственные связи и в случае успеха
называем их закономерностями
1
.
Можно ли всё-таки считать гуманитарные науки науками в полном
смысле слова?
2
Очевидно, что вердикт о научности гуманитарных наук в немалой степени
зависит от толкования категории теоретического закона и процедуры
объяснения в научном познании
3
.
В последнее время в философии науки всё более очевидным становится
невозможность механического переноса математических и
естественнонаучных принципов познания на социальные и гуманитарные
исследования. Именно в этой перспективе переоценивается
эпистемологический статус гуманитарных наук. По мнению О.А.
Вышегородцевой: поиск новой модели научного объяснения проводится в
русле неонатурализма, разрабатывающего гибкую модель научной
рациональности, ядром которой, тем не менее, является методология
естественной науки. Неонатурализм предлагает в качестве базисной модели
объяснения каузальное объяснение, дополняя её смягченными требованиями к
степени генерализации знания. Это облегчает проведение эмпирической
проверки знания. Здесь налицо явное ослабление понятия номотетичности, что
позволяет считать гуманитарную науку «хорошей наукой хотя бы в
перспективе
4
.
Неокантианство выявило два направления для хода эпистемологических
исследований: либо мы признаем за образец научности естественные науки, и
тогда гуманитаристика заведомо ненаучна, либо пытаемся построить особый
канон научности, отличный от естественнонаучного, и таким образом
обосновываем научность гуманитаристики
5
.
Основная задача любой науки – познание объективных законов
исследуемого предмета. Между тем в обществе, поскольку его
функционирование и развитие есть результат деятельности людей, в предмет
исследования полагалось бы включить сознание, волю, настроения, капризы и
1
См.: Стёпин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция,
2000.-743с.
2
См.: Валеев Г.Х. Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания. М.: Наука,
2004. – 234 с.
3
Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М.,
2000. С. 16 – 17.
4
Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М.,
2000. С. 16 – 17.
5
Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М.,
2000. С. 14.
отражает связи между частями целого. Если связи постоянны, мы обращаем на них внимание, ищем причинно – следственные связи и в случае успеха называем их закономерностями 1. Можно ли всё-таки считать гуманитарные науки науками в полном смысле слова? 2 Очевидно, что вердикт о научности гуманитарных наук в немалой степени зависит от толкования категории теоретического закона и процедуры объяснения в научном познании 3. В последнее время в философии науки всё более очевидным становится невозможность механического переноса математических и естественнонаучных принципов познания на социальные и гуманитарные исследования. Именно в этой перспективе переоценивается эпистемологический статус гуманитарных наук. По мнению О.А. Вышегородцевой: поиск новой модели научного объяснения проводится в русле неонатурализма, разрабатывающего гибкую модель научной рациональности, ядром которой, тем не менее, является методология естественной науки. Неонатурализм предлагает в качестве базисной модели объяснения каузальное объяснение, дополняя её смягченными требованиями к степени генерализации знания. Это облегчает проведение эмпирической проверки знания. Здесь налицо явное ослабление понятия номотетичности, что позволяет считать гуманитарную науку «хорошей наукой хотя бы в перспективе 4. Неокантианство выявило два направления для хода эпистемологических исследований: либо мы признаем за образец научности естественные науки, и тогда гуманитаристика заведомо ненаучна, либо пытаемся построить особый канон научности, отличный от естественнонаучного, и таким образом обосновываем научность гуманитаристики 5. Основная задача любой науки – познание объективных законов исследуемого предмета. Между тем в обществе, поскольку его функционирование и развитие есть результат деятельности людей, в предмет исследования полагалось бы включить сознание, волю, настроения, капризы и 1 См.: Стёпин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.-743с. 2 См.: Валеев Г.Х. Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания. М.: Наука, 2004. – 234 с. 3 Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 16 – 17. 4 Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 16 – 17. 5 Вышегородцева О.А. Достоверность гуманитарного познания: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. С. 14. 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »