ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
т.п., которыми непосредственно побуждается деятельность людей. Но можно
ли тогда говорить применительно к обществу об объективных законах как
специфическом предмете научного исследования? Сегодня мы отчетливо
понимаем, что в данном обстоятельстве заключается принципиальная
особенность и трудность социального познания
1
.
Реальная эмпирическая история людей – это история тысяч и тысяч
конкретных различных стран, народов и государств, короче говоря, она
многообразна. Внутреннего единства в этом многообразии непосредственно не
наблюдается, а без установления такого единства не может быть и научного
подхода к истории, ибо последний опирается на признание объективных
закономерностей. Закономерность же присутствует
лишь там, где есть общее,
повторяющееся. Абсолютной повторяемости нет и в природе, но все же
подметить общее в различающихся природных процессах и явлениях
сравнительно просто. Исследуя повторяющееся в явлениях природы – в
естественных ли условиях или в лаборатории, – учёные рано или поздно
приходят к открытию законов данных явлений, то есть необходимого,
существенного
, устойчивого в них.
Конкретная история не только многообразна, но и сугубо
индивидуализирована. Реальная история отдельных стран, народов и
государств уникальна. События, происходящие в той или иной стране, нигде и
никогда потом в точности не повторяются. В связи с этим, казалось бы,
напрашивается вывод, что в развитии общества нет законов, а,
следовательно,
не может быть и наук об обществе.
Все формы движения и развития в природе, будь то эволюция звездных
систем или движение в микромире, геологические процессы или развитие
растительных и животных видов, имеют относительно устойчивые состояния,
поддающиеся разграничению, сравнению и измерению. Иное дело общество,
его история. Миллионы и миллиарды людей живут
и действуют, и из их
индивидуальных действий складывается история человечества. Смерть и
рождение постоянно обновляют человеческое море, здесь все и всегда
изменяется. Кажется, нет никакой возможности остановить этот поток и как-то
в нем разобраться. Это постоянное движение истории ставит перед
исследователем не только проблему выявления относительно устойчивых
исторических состояний
и выработки критериев их выделения, но и задачу
выяснения связи и преемственности, отдельных состояний исторической
эволюции
2
.
Необходимо провести различение собственно гуманитарных наук и
социальных наук. Если объектом гуманитаристики в собственном смысле
(литературоведения, искусствоведения) является индивидуальное и конкретное,
1
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981. С. 3-11. См. также: Кемеров В.Е. Хрестоматия
по социальной философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов / Т.Х. Керимов. –
М.: Академический Проект, 2001.
2
Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных
факультетов вузов/ Т.Х. Керимов. – М.: Академический Проект, 2001. С. 30.
т.п., которыми непосредственно побуждается деятельность людей. Но можно ли тогда говорить применительно к обществу об объективных законах как специфическом предмете научного исследования? Сегодня мы отчетливо понимаем, что в данном обстоятельстве заключается принципиальная особенность и трудность социального познания 1. Реальная эмпирическая история людей – это история тысяч и тысяч конкретных различных стран, народов и государств, короче говоря, она многообразна. Внутреннего единства в этом многообразии непосредственно не наблюдается, а без установления такого единства не может быть и научного подхода к истории, ибо последний опирается на признание объективных закономерностей. Закономерность же присутствует лишь там, где есть общее, повторяющееся. Абсолютной повторяемости нет и в природе, но все же подметить общее в различающихся природных процессах и явлениях сравнительно просто. Исследуя повторяющееся в явлениях природы – в естественных ли условиях или в лаборатории, – учёные рано или поздно приходят к открытию законов данных явлений, то есть необходимого, существенного, устойчивого в них. Конкретная история не только многообразна, но и сугубо индивидуализирована. Реальная история отдельных стран, народов и государств уникальна. События, происходящие в той или иной стране, нигде и никогда потом в точности не повторяются. В связи с этим, казалось бы, напрашивается вывод, что в развитии общества нет законов, а, следовательно, не может быть и наук об обществе. Все формы движения и развития в природе, будь то эволюция звездных систем или движение в микромире, геологические процессы или развитие растительных и животных видов, имеют относительно устойчивые состояния, поддающиеся разграничению, сравнению и измерению. Иное дело общество, его история. Миллионы и миллиарды людей живут и действуют, и из их индивидуальных действий складывается история человечества. Смерть и рождение постоянно обновляют человеческое море, здесь все и всегда изменяется. Кажется, нет никакой возможности остановить этот поток и как-то в нем разобраться. Это постоянное движение истории ставит перед исследователем не только проблему выявления относительно устойчивых исторических состояний и выработки критериев их выделения, но и задачу выяснения связи и преемственности, отдельных состояний исторической эволюции 2. Необходимо провести различение собственно гуманитарных наук и социальных наук. Если объектом гуманитаристики в собственном смысле (литературоведения, искусствоведения) является индивидуальное и конкретное, 1 Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981. С. 3-11. См. также: Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов / Т.Х. Керимов. – М.: Академический Проект, 2001. 2 Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов/ Т.Х. Керимов. – М.: Академический Проект, 2001. С. 30. 11
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »