Русский язык. Калинина Н.В - 21 стр.

UptoLike

40 41
с самого возникновения Петербург стал восприниматься как нерус-
ский город.
Задание 4
А. Подберите к данным словам однокоренные, определите
их значения.
Осмысляться, сумрак, преображать, укротить, воплотить, сокрушить,
мшистый, замкнутый, влекомый, усмирить, путы.
Б. Подберите к этим словам синонимы.
Задание 5
А. Уточните значения данных слов по словарю иностранных
слов.
Стереотип, гармонизация, варварский, эпитет, символ
, утопия,
антитеза.
Б. Составьте с этими словами предложения.
ВСЕЛЕНСКИЙ ГОРОД РОССИИ
Задание 1. Прочитайте размышления петербургского писателя
Андрея Столярова, посвящённые городу, его уникальному
характеру и особой судьбе в истории и культуре России.
Вселенский (устар. и высок.) – то же, что всемирный (ср. Вселенная).
В это юбилейное время много публикаций о блистательном
прошлом Санкт-
Петербурга, ничуть не меньшео его трудном,
как у всей страны, настоящем, но почти не встречается раз-
мышлений о будущем города...
И всё-таки давайте сначала коснёмся прошлого. Именно из про-
шлого вырастает всё то, что потом становится и настоящим, и буду-
щим. Тем более если речь идёт о Санкт-Петербурге
. Ведь Петербург
город, в котором действительно присутствует нечто особенное. Это
ощущают и тот, кто здесь постоянно живёт, и тот, кто приезжает сюда
хотя бы раз в жизни. Я бы сказал, что у Петербурга имеется предназ-
начение. Он ведь и возникал не так, как другие места обитания
человека: медленно разрастаясь, складываясь, постепенно преобра
-
зуясь из поселения в город. Санкт-Петербург возник сразу, в вообра-
жении своего основателякак парадиз, как государственная мечта,
как будущий райи лишь потом был овеществлён в камне и дереве.
Он и застраивался первоначально не отдельными улицами и дома-
ми, а сразу жеколоссальными пространственными ансамблями.
Уже по замыслу
своему он обращён был к небу, а не к земле. Обыч-
ная, повседневная жизнь не имела здесь почти никаких прав. И если
говорить о «гении места», в котором, как полагают, выражена душа
города, то гений Петербургаэто гений символа, а не разъединён-
ных подробностей, гений именно неба, а не тесных земных преде
-
лов, гений вечности, а не конкретного времени. Будучи от рождения
несколько «приподнят» над миром, Петербург утверждает приори-
тет бытия над бытом, «всегда» над «сейчас», закономерного над слу-
чайным. Идея здесь величественнее человека, смысл больше, чем
жизнь, а эстетика почти всегда выше пользы. Петербург в отличие
от большинства «естественных городов» стремится не к
благополу-
чию, а к идеалу. Здесь отвергается идея «исчислимого блага». И воз-
никает, по-видимому, чисто петербургский феномен, когда быть бо-
гатымэто не слишком прилично. Петербург инициирует в челове-
ке редкое качествоумение работать бесплатно и, пожалуй, ещё
более редкое свойствоумение поступать невыгодно. А отсюда
определённые типы людей, населяющих
этот город: мечтатели, фан-
тазёры, фанатики, интеллектуалы, чиновникиЛюди, склонные
к иллюзорности, романтизму, выдумыванию идей, концепций
Однако метафизический идеал должен быть, тем не менее,
воплощён во что-то реальное. Иначе он так и останется лишь
идеаломможет быть, привлекательным, но лежащим за гра-
нью наших возможностей.
Один из петербургских редакторов очень
хорошо, на мой взгляд,
определил, что такое «национальное». Национальное, сказал он, это
то, что растёт само. Вот картошка растёт в России сама, и это наш