Психология и педагогика. Камышев Э.Н - 61 стр.

UptoLike

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно от-
нести: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрес-
сию), жесты и позы, походку внешний вид (одежду, прическу), особен-
ности голоса и речи.
К способам межличностной перцепции относят:
1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия,
аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3)
прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибу-
ция).
Идентификация это способ познания другого человека, при кото-
ром предположение о его внутреннем состоянии строится на основе по-
пытки поставить себя на место партнера по общению, происходит уподоб-
ление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются
его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Эмпатия это эмоциональное включение в чувствование другого че-
ловека или сопереживание другому человеку. Эмпатия тем выше, чем
больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет
воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на
существование этих разных точек зрения. Способность к эмоциональному
постижению имеет разные уровни развития: низший (своеобразная слепота
к переживаниям другого); средний (отдельные представления); высший
(способность чувствовать и принимать чувства другого).
Аттракция лат. «привлекать, притягивать») представляет собой
форму познания другого человека, основанную на формировании устойчи-
вого позитивного чувства к нему.
Рефлексия это механизм самопознания в процессе общения, в осно-
ве которого лежит способность человека представлять то, как он восприни-
мается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но зна-
ние того, как другой понимает меня, то есть своеобразный удвоенный про-
цесс зеркального отражения друг друга. Общая модель рефлексии имеет
следующее содержание: если человек (А) имеет неверное представление о
себе (А'), о других (Б') и, главное, о том, как его воспринимают другие
(А''), то его взаимопонимание с ними будет исключено.
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и
чувств другого человека.
У каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е.
привычные объяснения чужого поведения:
1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны нахо-
дить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего кон-
кретному человеку;
2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди
склонны, прежде всего, винить обстоятельства;
3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в
предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что
61
61