ВУЗ:
Составители:
мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение
согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа.
Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному
началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает
условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.
Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.),
считавший,
что определяющим является закон. Он различал естественное право и
закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к
разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.
Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг.
до н.э.) - одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство
трактуется Платоном в диалоге «
Государство» как реализация идей и максимально
возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина
платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил
мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба.
Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему
аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое
, а им
соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей.
Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом
и не вмешивалось в чужие дела.
В диалоге «Политик» Платон рассматривает три формы правления:
монархию, власть немногих и власть большинства. Каждая из них рассмотрена в
двух вариантах – правильная и неправильная. В
результате Платон выделил шесть
форм: монархия, построенная на основе законов – царская власть; монархия при
несоблюдении законов – тирания; законная власть немногих – аристократия;
незаконная власть немногих – олигархия; демократия на основе законов;
демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм демократия является
наихудшей, т.к. не имеет должного управления. Среди неправильных форм –
наихудшая – тирания.
В
работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого
государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа»,
способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального
государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и
богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом
устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима
религия.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление,
где совещаются начала демократии и монархии.
В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего
государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется
градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством
мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа. Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей. Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.), считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны. Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг. до н.э.) - одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. В диалоге «Политик» Платон рассматривает три формы правления: монархию, власть немногих и власть большинства. Каждая из них рассмотрена в двух вариантах – правильная и неправильная. В результате Платон выделил шесть форм: монархия, построенная на основе законов – царская власть; монархия при несоблюдении законов – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная власть немногих – олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм демократия является наихудшей, т.к. не имеет должного управления. Среди неправильных форм – наихудшая – тирания. В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии. В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »