ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
29
Коммуникативный тактический ход определяется своей ролью в раз-
вертывании дискурса, в продолжении речевого взаимодействия, в дискур -
сивной стратегии. Реплика формально может совпадать с дискурсивным
актом (ходом ), но может включать и несколько ходов : И того , и другого , и
желательно побольше, а еще скажите, который час! Тактическая органи-
зация дискурса, ее связь с общей стратегией речевого взаимодействия оп-
ределяется социальным статусом , психологическими характеристиками
коммуникантов , хронотопом ситуации и состоянием общающихся. Комму-
никативная (дискурсивная ) стратегия объединяет цепочку коммуника-
тивных тактических ходов (иногда отступлений), нацеленных на достиже-
ние глобальной цели речевого взаимодействия.
Диалогические единства, или минимальные интеракции, могут объе-
диняться в более крупные сегменты дискурса (видимо, по аналогии с абза -
цами в письменном тексте ). Такие сегменты называют трансакциями
( М . Л . Макаров ), коммуникативными (дискурсивными ) эпизодами
( И . Н . Борисова). Коммуникативный эпизод – деятельностная фаза диалога ,
определяющаяся сменой тем, частичной целью (иллокуцией), соотносимой
с фундаментальной целью . Критерии выделения дискурсивного эпизода: 1)
ориентированность на решение коммуникативной задачи ; 2) тематическая
цельность; 3) иллокутивная связанность реплик-высказываний внутри эпи -
зода; 4) жанрово-композиционная оформленность. Еще более крупная
единица (соответствующая тексту определенного речевого жанра) речевое
или коммуникативное событие (урок , заседание суда, переговоры и т.п.).
По количеству эпизодов выделяются два типа коммуникативных взаимо-
действий: полиэпизодические и моноэпизодические.
Дискурсивные (метаречевые ) маркеры коммуникативных эпизодов
выполняют делимитативную (фатическую ) функцию , обозначая границы
коммуникативного эпизода, по И . Н . Борисовой:
û сигналы содержательной законченности : мораль басни такова, в
общем , короче говоря и т.п., может последовать предложение новой темы;
û сигналы эмоциональной усталости : появление этих сигналов обу-
словлено «принципом Поллианны» (устранение эмоционально неблаго -
приятных тем): что-то потянуло нас на… ; ох!; молчание и др .;
û волюнтивные сигналы: Не надо об этом; Забей ! ;
û информативная ретардация: пустые реплики, повторы в течение
некоторого времени;
û ситуативные делимитативные сигналы: уже почти шесть! Надо
бежать; Выходишь здесь ? Ну, будь здорова, привет ! ;
û сигналы прагматической исчерпанности : Договорились !; Базару
нет !
Членение письменного дискурса (текста) подобно вышеизложенному
в отношении устного модуса дискурса. Текст распадается на абзацы по те -
матическому (топикальному) принципу . Абзац может быть равен сверх-
фразовому единству (СФЕ), а может состоять из нескольких единств на
29 К ом м ун и к ати в н ыйтак ти че ск и йход опр е де ляе тся св ое йр олью в р аз- в е р тыв ан и и ди ск ур са, в пр одолж е н и и р е че в ого в заи м оде йств и я, в ди ск ур - си в н ой стр ате ги и . Р еп л и ка ф ор м альн о м ож е т сов падать с ди ск ур си в н ым ак том (ходом ), н о м ож е т в к лю чать и н е ск ольк о ходов : И т ого, и другого, и ж ел ат ел ь н о п обол ь ше, а ещ ескаж и т е, кот орый час! Так ти че ск аяор ган и - заци я ди ск ур са, е е св язь с общ е йстр ате ги е йр е че в ого в заи м оде йств и я оп- р е де ляе тся соци альн ым статусом , пси хологи че ск и м и хар ак те р и сти к ам и к ом м ун и к ан тов , хр он отопом си туаци и и состоян и е м общ аю щ и хся. К омму- н и кат и в н ая (ди скурси в н ая) ст рат еги я объ е ди н яе т це почк у к ом м ун и к а- ти в н ых так ти че ск и х ходов (и н огда отступле н и й), н аце ле н н ых н а дости ж е - н и е глобальн ойце ли р е че в ого в заи м оде йств и я. Ди алоги че ск и е е ди н ств а, и ли м и н и м альн ые и н те р ак ци и , м огут объ е - ди н ятьсяв боле е к р упн ые се гм е н ты ди ск ур са (в и ди м о, по ан алоги и с абза- цам и в пи сьм е н н ом те к сте ). Так и е се гм е н ты н азыв аю т т ран сакц и ями (М .Л.М ак ар ов ), коммун и кат и в н ыми (ди скурси в н ыми ) эп и зодами (И .Н .Б ор и сов а). К ом м ун и к ати в н ыйэпи зод – де яте льн остн ая ф аза ди алога, опр е де ляю щ аясясм е н ойте м , части чн ойце лью (и ллок уци е й), соотн оси м ой с ф ун дам е н тальн ойцелью . К р и те р и и в ыде ле н и яди ск ур си в н ого эпи зода: 1) ор и е н ти р ов ан н ость н а р е ше н и е к ом м ун и к ати в н ойзадачи ; 2) те м ати че ск ая це льн ость; 3) и ллок ути в н аясв язан н ость р е пли к -в ыск азыв ан и йв н утр и эпи - зода; 4) ж ан р ов о-к ом пози ци он н ая оф ор м ле н н ость. Е щ е боле е к р упн ая е ди н и ца (соотв е тств ую щ ая те к сту опр е де ле н н ого р е че в ого ж ан р а) р е че в ое и ли коммун и кат и в н оесобыт и е(ур ок , засе дан и е суда, пе р е гов ор ы и т.п.). П о к оли че ств у эпи зодов в ыде ляю тся дв а ти па к ом м ун и к ати в н ых в заи м о- де йств и й: поли эпи зоди че ск и е и м он оэпи зоди че ск и е . Ди ск ур си в н ые (м е тар е че в ые ) м ар к е р ы к ом м ун и к ати в н ых эпи зодов в ыполн яю т де ли м и тати в н ую (ф ати че ск ую ) ф ун к ци ю , обозн ачая гр ан и цы к ом м ун и к ати в н ого эпи зода, по И .Н .Б ор и сов ой: û си гн алы соде р ж ате льн ойзак он че н н ости : мораль басн и т аков а, в общ ем, корочегов оря и т.п., м ож е т после дов ать пр е длож е н и е н ов ойте м ы; û си гн алы эм оци он альн ойусталости : появ ле н и е эти х си гн алов обу- слов ле н о «пр и н ци пом П олли ан н ы» (устр ан е н и е эм оци он альн о н е благо- пр и ятн ых те м ): чт о-т о п от ян уло н ас н а… ; ох!; мол чан и еи др .; û в олю н ти в н ые си гн алы: Н ен адо об эт ом; Забей!; û и н ф ор м ати в н ая р е тар даци я: пустые р е пли к и , пов тор ы в те че н и е н е к отор ого в р е м е н и ; û си туати в н ые де ли м и тати в н ые си гн алы: уж е п очт и шест ь ! Н адо беж ат ь ; В ыходи шь здесь ? Н у, будь здоров а, п ри в ет !; û си гн алы пр агм ати че ск ой и сче р пан н ости : Д огов ори л и сь !; Базару н ет ! Ч ле н е н и е пи сьм е н н ого ди ск ур са (те к ста) подобн о в ыше и злож е н н ом у в отн оше н и и устн ого м одуса ди ск ур са. Те к ст р аспадае тсян а абзацы по те - м ати че ск ом у (топи к альн ом у) пр и н ци пу. Абзац м ож е т быть р ав е н св е р х- ф р азов ом у е ди н ств у (С ФЕ ), а м ож е т состоять и з н е ск ольк и х е ди н ств н а
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »