Дискурс. Кашкин В.Б. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

43
тема 1 рема 1
общая тема тема 2 рема 2
тема 3 рема 3
В тексте способы связи часто переплетаются. В приведенном отрыв -
ке сказки сначала мы наблюдаем преимущественно цепную связь , затем
параллельную . Параллельная связь весьма характерна для описания, когда
сообщаются детали , описываются разные стороны одного предмета. Цеп-
ная связь более динамична, позволяет развивать мысль, описывать после -
довательные события.
Л.Г.Бабенко выделяет пять разновидностей тема-рематических
структур в коммуникативном пространстве текста:
1. Каноническая ступенчатая (тема 1 рема 1 // тема 2 рема 2 //
тема 3 рема 3; рема 1 = тема 2 инкорпорирование темы предыдуще-
го высказывания). Ср. первый тип у Солганика.
2. Веерный тип: стабильная тема, разные ремы (тема 1 рема 1,
рема 2, рема 3).
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует ,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует ,
То в инее ярком блеснет ,
Почудится в дреме левкоя…
(А.Ахматова)
3. Веерный тип с многокомпонентной тематической частью (тема 1,
тема 2, тема 3 →→ рема 1).
И дичь в лесу, сосны гор,
Богатых золотом и мелом,
И нив желтеющих простор,
И рыба в глубине озер
Принадлежит вам по наследию.
(Н .Гумилев )
4. Структуры с обобщенной темой, расчленяющейся за счет конкре-
тизации (тема 1 тема 1, тема 2, тема 3 рема 1).
Все в движенье: воздух люди ,
Блонды, локоны и груди ,
И достойные венца
Ножки с тайным их обетом,
И страстями и корсетом
Изнуренные сердца.
(В .Г.Бенедиктов )
5. Автономные структуры (тема 1 рема 1; тема 2 рема 2)
Еще не умер звук рыданий,
Еще шуршит твой белый шелк,
А уж ко мне ползет в тумане
Нетерпеливо-жадный волк.
(Н .Гумилев )
1.2. Дискурсивное время. Темпоральность , аспектуальность , таксис
Дискурсивное (текстовое) время обеспечивается функционировани-
ем средств , принадлежащих к разным уровням языка. Это , в первую оче -
редь, грамматические формы глагола, наречия времени, предложные кон -
струкции существительных с темпоральной семантикой. На уровне выска-
зывания и на микроуровне дискурса эти средства, с одной стороны, дейст-
вуют в рамках грамматико-контекстуальных комплексов разноуровневых
средств , выполняющих единую функцию в рамках высказывания. На мак -
                                               43

                                    те м а 1           → р ема 1
       общ аяте м а       → те м а 2         →       р ема 2
                                    те м а 3           → р ема 3
         В те к сте способы св язи часто пе р е пле таю тся. В пр и в еде н н ом отр ыв -
к е ск азк и сн ачала м ы н аблю дае м пр е и м ущ е ств е н н о це пн ую св язь, зате м –
пар алле льн ую . П ар алле льн ая св язь в е сьм а хар ак те р н а для опи сан и я, к огда
сообщ аю тся де тали , опи сыв аю тся р азн ые стор он ы одн ого пр е дм е та. Ц е п-
н ая св язь боле е ди н ам и чн а, позв оляе т р азв и в ать м ысль, опи сыв ать после -
дов ате льн ые событи я.
         Л.Г.Б абе н к о в ыде ляе т пять р азн ов и дн осте й те м а-р е м ати че ск и х
стр ук тур в к ом м ун и к ати в н ом пр остр ан ств е те к ста:
         1. К ан он и че ск ая ступе н чатая (те м а 1 → р е м а 1 // те м а 2 → р е м а 2 //
те м а 3 → р е м а 3; р е м а 1 = те м а 2… – и н к ор пор и р ов ан и е те м ы пр е дыдущ е -
го в ыск азыв ан и я). С р . пе р в ыйти п у С олган и к а.
         2. В е е р н ыйти п: стаби льн ая те м а, р азн ые р е м ы (те м а 1 → р е м а 1, →
р е м а 2, → р е м а 3).
         То змейкой, сверн увши сь кл убком, То в и н ееярком бл есн ет ,
         У самого сердц а кол дует ,                  Почуди т ся в дремел ев коя…
         То ц ел ыедн и гол убком                                              (А.Ахм атов а)
         Н а бел ом окошкев оркует ,
         3. В е е р н ыйти п с м н огок ом пон ен тн ойте м ати че ск ойчастью (те м а 1,
те м а 2, те м а 3 → → → р е м а 1).
         И ди чь в л есу, сосн ы гор,                 И рыба в гл уби н еозер
         Богат ыхзол от ом и мел ом,                  При н адл еж и т в ам п о н асл еди ю.
         И н и в ж ел т еющ и хп рост ор,                                       (Н .Гум и ле в )
         4. С тр ук тур ы с обобщ е н н ойте м ой, р асчле н яю щ е йся за сче т к он к р е -
ти заци и (те м а 1 → → → те м а 1, те м а 2, те м а 3 → р е м а 1).
         В сев дв и ж ен ь е: в оздухлюди ,           И ст раст ями и корсет ом
         Бл он ды, л окон ы и груди ,                 И зн урен н ыесердц а.
         И дост ойн ыев ен ц а                                            (В .Г.Б е н е ди к тов )
         Н ож ки с т айн ым и хобет ом,
         5. Ав тон ом н ые стр ук тур ы (те м а 1 → р ем а 1; те м а 2 → р е м а 2)
         Е щ ен еумер зв ук рыдан и й,                Н ет ерп ел и в о-ж адн ый в ол к.
         Е щ ешурши т т в ой белый шел к,                                       (Н .Гум и ле в )
         А уж ко мн еп ол зет в т уман е
  1.2. Д ис курс ивное врем я. Тем п ора льнос ть, а с п ектуа льнос ть, та кс ис
        Ди ск ур си в н ое (те к стов ое ) в р е м я обе спе чи в ае тся ф ун к ци он и р ов ан и -
е м ср е дств , пр и н адле ж ащ и х к р азн ым ур ов н ям язык а. Э то, в пе р в ую оче -
р е дь, гр ам м ати че ск и е ф ор м ы глагола, н ар е чи я в р е м е н и , пр е длож н ые к он -
стр ук ци и сущ е ств и те льн ых с те м пор альн ойсе м ан ти к ой. Н а ур ов н е в ыск а-
зыв ан и я и н а м и к р оур ов н е ди ск ур са эти ср е дств а, с одн ойстор он ы, де йст-
в ую т в р ам к ах гр ам м ати к о-к он те к стуальн ых к ом пле к сов р азн оур ов н е в ых
ср е дств , в ыполн яю щ и х е ди н ую ф ун к ци ю в р ам к ах в ыск азыв ан и я. Н а м ак -