Дискурс. Кашкин В.Б. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

44
роуровне данные комплексы соотносятся друг с другом в рамках темпо -
ральной структуры текста. Текстовая последовательность темпоральных
комплексов одно из важнейших средств обеспечивания связности текста,
отношений проспекции и ретроспекции, прогрессии и регрессии в тексте .
Более того , временны´е формы глагола вне текста лишь потенци -
альная соотнесенность с реальным временем. Только в дискурсе , во взаим-
ных отношениях, временные формы образуют последовательность, соот-
носимую с реальной последовательностью событий.
Категория времени привлекала внимание исследователей во многих
отраслях человеческого знания в физике, философии, психологии, исто -
рии, языкознании, литературоведении. Для анализа дискурса полезно раз-
граничить различные виды времени: время реальное , время перцептуаль-
ное и время дискурсивное или текстовое (художественное , для художест-
венного текста).
Реальное время обладает свойствами объективности , одномерности ,
однонаправленности (необратимости ), непрерывности / прерывности , упо -
рядоченности , т.е. ему свойственны асимметричность (в А В С А рань-
ше С позже) и транзитивность (в А В С В раньше С , А раньше В , сле -
довательно, А раньше С ), а также последовательность событий.
Перцептуальное время является отражением реального в сознании
человека, это также и эмотивное время, поскольку ощущения времени все -
гда пропускаются через эмоции человека.
Дискурсивное время обозначение временнóй соотнесенности реаль-
ных событий, воспринятых через эмоциональные состояния, в тексте либо
в устном дискурсе . В лингвистике часто временны´е отношения называют
темпоральностью, чтобы показать отличие от времени реального .
Чем отличается время дискурсивное от перцептивного и реального ?
Если реальное время одномерно (временная ось, одномерный вре-
менной континуум , координаты, точка отсчета), то дискурсивное время
может быть многомерным в художественной литературе, в первую очередь
(ср . роман «Мастер и Маргарита»: времена Понтия Пилата и Москва пер -
вой половины ХХ века; воспоминания, реминесценции, вставной рассказ и
т.п.). В устном модусе дискурса также встречаются маркеры прерывания
временнóй последовательности : Да, а перед этим… ; Да вот еще вспом-
нил… ; Да, надо не забыть еще завтра… и т. п.).
Для дискурсивного времени отношения однонаправленности , асим-
метричности , транзитивности необязательны. В воспоминаниях, в мечтах
человек может уноситься вперед и возвращаться назад, даже останавливать
время (Остановись , мгновенье!) это свойство перцептивного времени. В
перцептивном (эмотивном , психологическом ) плане возможно замедление
и ускорение течения времени. Дискурсивное время также может замед -
ляться и ускоряться (это зависит, например , от типа предиката в ремати -
ческой части высказывания, количества предикатов «на единицу времени»
и т.п. дискурсивных приемов : он пришел , увидел , победил; вот он прихо -
                                                44

р оур ов н е дан н ые к ом пле к сы соотн осятся др уг с др угом в р ам к ах те м по-
р альн ой стр ук тур ы те к ста. Те к стов ая после дов ате льн ость те м пор альн ых
к ом пле к сов – одн о и зв аж н е йши х ср е дств обе спе чи в ан и ясв язн ости те к ста,
отн оше н и йпр оспе к ци и и р е тр оспе к ци и , пр огр е сси и и р е гр е сси и в те к сте .
          Б оле е того, в р е м е н н ы́е ф ор м ы глагола в н е те к ста – ли шь поте н ци -
альн аясоотн е се н н ость с р е альн ым в р е м е н е м . Тольк о в ди ск ур се , в о в заи м -
н ых отн оше н и ях, в р е м е н н ые ф ор м ы обр азую т после дов ате льн ость, соот-
н оси м ую с р е альн ойпосле дов ате льн остью событи й.
          К ате гор и я в р е м е н и пр и в ле к ала в н и м ан и е и сследов ате ле йв о м н оги х
отр аслях че лов е че ск ого зн ан и я – в ф и зи к е , ф и лософ и и , пси хологи и , и сто-
р и и , язык озн ан и и , ли те р атур ов е де н и и . Для ан али за ди ск ур са поле зн о р аз-
гр ан и чи ть р азли чн ые в и ды в р е м е н и : в р е м я р е альн ое , в р е м я пе р це птуаль-
н ое и в р е м я ди ск ур си в н ое и ли те к стов ое (худож е ств е н н ое , для худож е ст-
в е н н ого те к ста).
          Ре альн ое в р е м я обладае т св ойств ам и объ е к ти в н ости , одн ом е р н ости ,
одн он апр ав ле н н ости (н е обр ати м ости ), н е пр е р ыв н ости /пр е р ыв н ости , упо-
р ядоче н н ости , т.е . е м у св ойств е н н ы аси м м е тр и чн ость (в А – В – С А р ан ь-
ше – С позж е ) и тр ан зи ти в н ость (в А – В – С В р ан ьше С , А р ан ьше В , сле -
дов ате льн о, А р ан ьше С ), а так ж е после дов ате льн ость событи й.
          П е р це птуальн ое в р е м я яв ляе тся отр аж е н и е м р е альн ого в созн ан и и
че лов е к а, это так ж е и эм оти в н ое в р е м я, поск ольк у ощ ущ е н и яв р е м е н и в се -
гда пр опуск аю тсяче р е зэм оци и че лов е к а.
          Д и скурси в н оев ремя – обозн ачен и е в р е м е н н óйсоотн е се н н ости р е аль-
н ых событи й, в оспр и н ятых че р е зэм оци он альн ые состоян и я, в те к сте ли бо
в устн ом ди ск ур се . В ли н гв и сти к е часто в р е м е н н ы́е отн оше н и я н азыв аю т
т емп орал ь н ост ь ю, чтобы пок азать отли чи е от в р е м е н и р е альн ого.
          Ч е м отли чае тсяв р ем яди ск ур си в н ое от пе р цепти в н ого и р е альн ого?
          Е сли р е альн ое в р е м я одн ом е р н о (в р е м е н н ая ось, одн ом е р н ый в р е -
м е н н ой к он ти н уум , к оор ди н аты, точк а отсче та), то ди ск ур си в н ое в р е м я
м ож е т быть мн огомерн ым в худож е ств е н н ойли те р атур е , в пе р в ую оче р е дь
(ср . р ом ан «М асте р и М ар гар и та»: в р е м е н а П он ти я П и лата и М оск в а пе р -
в ойполов и н ы Х Х в е к а; в оспом и н ан и я, р е м и н е сце н ци и , в став н ойр асск ази
т.п.). В устн ом м одусе ди ск ур са так ж е в стр е чаю тся м ар к е р ы пр е р ыв ан и я
в р е м е н н óй после дов ате льн ости : Д а, а п еред эт и м… ; Д а в от ещ е в сп ом-
н и л … ; Д а, н адо н езабыт ь ещ езав т ра… и т.п.).
          Для ди ск ур си в н ого в р е м е н и отн оше н и я одн он апр ав ле н н ости , аси м -
м е тр и чн ости , тр ан зи ти в н ости н е обязате льн ы. В в оспом и н ан и ях, в м е чтах
че лов е к м ож е т ун оси тьсяв пе р е д и в озв р ащ атьсян азад, даж е остан ав ли в ать
в р е м я (О ст ан ов и сь , мгн ов ен ь е!) – это св ойств о пер це пти в н ого в р е м е н и . В
пе р це пти в н ом (эм оти в н ом , пси хологи че ск ом ) план е в озм ож н о зам е дле н и е
и уск ор е н и е те че н и я в р е м е н и . Ди ск ур си в н ое в р е м я так ж е м ож е т замед-
л ят ь ся и ускорят ь ся (это зав и си т, н апр и м е р , от ти па пр е ди к ата в р е м ати -
че ск ойчасти в ыск азыв ан и я, к оли че ств а пр е ди к атов «н а е ди н и цу в р е м е н и »
и т.п. ди ск ур си в н ых пр и е м ов : он п ри шел , ув и дел, п обеди л ; в от он п ри хо-