Дискурс. Кашкин В.Б. - 68 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

68
ния, адресант. Вспомнив формулу Х .Лассвелла (WHO SAYS WHAT TO WHOM
IN WHICH CHANNEL WITH WHAT EFFECT), мы должны определиться с позицией
WHO в этой коммуникативной модели и автор будет найден.
Но все не так просто : ведь большинство рекламных текстов (в том
числе и в политической рекламе) выглядят как тексты без автора. Доста-
точно редко можно встретить предвыборную листовку или плакат, подпи -
санные кем-то . Разумеется, можно построить многоярусную модель ком -
муникации и в этом случае , считая отправителем политическую организа -
цию , ее лидера, или (что , может быть, ближе к реальности ) спичрайтеров и
имиджмейкеров , или даже спонсоров , заинтересованных в успехе этой
организации или этого лидера. Линейная модель коммуникации (или даже
переработанная Якобсоном функциональная модель) бóльших возможно-
стей не дает.
В то же время, использование деятельностных моделей дискурса
(экономика лингвистических обменов П .Бурдье , критический дискурсный
анализ Н.Ферклафа и т.п.), диалогического подхода позволяет в бóльшей
степени учесть разнообразные факторы, определяющие речедействие в по -
литическом дискурсе . При любой степени массовости как со стороны ис-
точника сообщения, так и со стороны получателя, выясняется, что ответст-
венным как за создание текста, так и за конечную его интерпретацию все -
гда является конкретный пользователь языка, индивид со всей его вклю -
ченностью в языковую и социальную среду.
Основные аспекты концепции П .Бурдье связаны с признанием суще-
ствования
q разных языков и разного права на речь отсюда возможность
цензуры и квази - цензуры, т.е. узурпации преимущественного права гово-
рить в той или иной среде и ситуации (Я , как президент, со всей ответст -
венностью заявляю), сообщать новости (ведь в газете же написано!), вы-
носить суждения (Кто я такой, чтобы судить, а они там вверху лучше
нас знают );
q трех видов капитала: экономического , культурного и символиче -
ского , и что самое главное и иногда опасное возможности их взаимной
конвертации; политический лидер или продвигающая продукт на рынок
фирма стараются приобрести максимальный символический капитал не
ради искусства: корпоративный имидж фирмы или государственный пост
позволяют легче пополнять капитал первого типа;
q лингвистического рынка, где символический товар позволяет по -
лучить прибыль, отсюда различные стратегии поведения на этом рынке,
связанные с различным статусом в разделении символической власти , раз-
личным правом на речь (агрессия; снисхождение; пока редко наблюдаемое
взаимопонимание и взаимодействие; и совсем уж фантастическое воз-
вышение адресата отправителем сообщения).
Диалогическая сущность коммуникации и ее включенность в про-
цесс совместной человеческой деятельности влекут за собой распределе -
                                              68

н и я, адр е сан т. В спом н и в ф ор м улу Х .Лассв е лла (WHO SAYS WHAT TO WHOM
IN WHICH CHANNEL WITH WHAT EFFECT), м ы долж н ы опр е де ли тьсяс пози ци е й
WHO в этойк ом м ун и к ати в н ойм оде ли – и ав тор буде т н айде н .
         Н о в се н е так пр осто: в е дь больши н ств о р е к лам н ых те к стов (в том
чи сле и в поли ти че ск ойр е к лам е ) в ыглядят к ак те к сты бе з ав тор а. Доста-
точн о р е дк о м ож н о в стр е ти ть пр е дв ыбор н ую ли стов к у и ли плак ат, подпи -
сан н ые к е м -то. Разум е е тся, м ож н о постр ои ть м н огояр усн ую м оде ль к ом -
м ун и к аци и и в этом случае , счи тая отпр ав и те ле м поли ти че ск ую ор ган и за-
ци ю , е е ли де р а, и ли (что, м ож е т быть, бли ж е к р е альн ости ) спи чр айте р ов и
и м и дж м е йк е р ов , и ли даж е ‘спон сор ов ’  , заи н те р е сов ан н ых в успе хе этой
ор ган и заци и и ли этого ли де р а. Ли н е йн ая м оде ль к ом м ун и к аци и (и ли даж е
пе р е р аботан н ая Я к обсон ом ф ун к ци он альн ая м оде ль) бóльши х в озм ож н о-
сте йн е дае т.
         В то ж е в р е м я, и спользов ан и е де яте льн остн ых м оде ле й ди ск ур са
(эк он ом и к а ли н гв и сти че ск и х обм е н ов П .Б ур дье , к р и ти че ск и йди ск ур сн ый
ан али з Н .Фер к лаф а и т.п.), ди алоги че ск ого подхода позв оляе т в бóльше й
сте пен и уче сть р азн ообр азн ые ф ак тор ы, опр е де ляю щ и е р е че де йств и е в по-
ли ти че ск ом ди ск ур се . П р и лю бойсте пе н и ‘м ассов ости ’к ак со стор он ы и с-
точн и к а сообщ е н и я, так и со стор он ы получате ля, в ыясн яе тся, что отв е тст-
в е н н ым к ак за создан и е те к ста, так и за к он е чн ую е го и н те р пр е таци ю в се -
гда яв ляе тся к он к р е тн ыйпользов ате ль язык а, и н ди в и д со в се й е го в к лю -
че н н остью в язык ов ую и соци альн ую ср е ду.
         О сн ов н ые аспе к ты к он це пци и П .Б ур дье св язан ы с пр и зн ан и е м сущ е -
ств ов ан и я
         q р аз  н ых язык ов и р азн ого пр ав а н а р ечь – отсю да в озм ож н ость
це н зур ы и к в ази -це н зур ы, т.е . узур паци и пр е и м ущ е ств е н н ого пр ав а гов о-
р и ть в тойи ли и н ойср е де и си туаци и (Я , как п рези ден т , со в сей от вет ст -
в ен н ост ь ю заяв л яю), сообщ ать н ов ости (в едь в газет еж ен ап и сан о!), в ы-
н оси ть суж де н и я (К т о я т акой, чт обы суди т ь , а он и т ам в в ерху л учше
н ас зн ают );
         q тр е х в и дов к апи тала: эк он ом и че ск ого, к ультур н ого и си м в оли че -

ск ого, и – что сам ое глав н ое и и н огда опасн ое – в озм ож н ости и х в заи м н ой
к он в е р таци и ; поли ти че ск и й ли дер и ли пр одв и гаю щ ая пр одук т н а р ын ок
ф и р м а стар аю тся пр и обр е сти м ак си м альн ый си м в оли че ск и й к апи тал н е
р ади и ск усств а: к ор пор ати в н ыйи м и дж ф и р м ы и ли государ ств е н н ыйпост
позв оляю т ле гче пополн ять к апи тал пе р в ого ти па;
         q ли н гв и сти че ск ого р ын к а, где си м в оли че ск и йтов ар поз     в оляе т по-
лучи ть пр и быль, отсю да – р азли чн ые стр ате ги и пов е де н и я н а этом р ын к е ,
св язан н ые с р азли чн ым статусом в р азде ле н и и си м в оли че ск ойв ласти , р аз-
ли чн ым пр ав ом н а р е чь (агр е сси я; сн и схож де н и е ; пок а р е дк о н аблю дае м ое
в заи м опон и м ан и е и в заи м одейств и е ; и сов се м уж ф ан тасти че ск ое – в оз-
в ыше н и е адр е сата отпр ав и те ле м сообщ е н и я).
         Ди алоги че ск ая сущ н ость к ом м ун и к аци и и е е в к лю че н н ость в пр о-
це сс сов м е стн ой че лов е че ск ой де яте льн ости в ле к ут за собой р аспр е де ле -