Стилистика и литературное редактирование. Казакова О.А - 8 стр.

UptoLike

8
Приемы редакторской работы создаются и накапливаются разными
путями. Особую группу среди них составляют приемы, имеющие целью
соблюдение правил (правил области знания, которой рукопись посвя-
щена, правил литературной работы, правил издательского оформления).
Суть редактированиясотворчество с автором, требующее глубо-
кого проникновения в его замысел и постижения своеобразия его мане-
ры письма.
Творческий характер редакторского труда проявляется в необхо-
димости критически относиться к материалу, воспринимать его не как
информацию, которую просто следует воспринять, а как информацию,
которую надо оценить с точки зрения потенциального читателя и обра-
ботать с учетом его потребностей.
Редакторский анализ текстаэто метод его рассмотрения и изуче-
ния на основе расчленения целого на составные части, определение и
рассмотрение входящих в него элементов. По своей природе редактор-
ский анализ имеет некоторые общие черты с читательским и авторским
анализом.
Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы. Ло-
гический анализ текста основан на двух операциях: на мысленном деле-
нии его на части и на исследовании связей между этими частями. Чтобы
определить основные смысловые звенья текста, надо обратить внимание
на союзы, знаки препинания.
Классической логикой сформулированы четыре основных закона
правильного мышления. Им подчиняются все элементы структуры тек-
ста, все службы смысловой организации: заголовки и подзаголовки,
рубрики, иллюстративный материал. Это следующие законы: закон то-
ждества, закон исключенного третьего, закон противоречия, закон дос-
таточного основания.
Специфика научного текста заставляет выделить некоторые осо-
бенности его оценки, например, те, что связаны с пределами вмеша-
тельства редактора в авторское повествование, и др.
Теория и практика редактирования предлагает для научного текста
три структуры редакторского анализа: по единицам текста, по целям
аналитических действий при оценке рукописи и ее улучшении, по сто-
ронам качества. Профессиональная культура редактора предполагает
ориентацию не только на теорию, но и на самостоятельность размыш-
лений над вопросом.
Целевое назначение научной статьи, монографии, реферата и др.
предопределяет принцип редакторского анализа по сторонам (качест-
вам) текста в процессе ознакомительного текста, с которого желательно
начинать знакомство с содержанием и его смысловую оценку. Предсто-