Промышленный дизайн. Кочегаров Б.Е. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

2 3
ценность дизайна. Ведь что проку от супер стильного автомо-
биля, который не сможет сдвинуться с места? С другой сторо-
ны, если целью стоит разработка дизайна одежды, то первич-
ным будет уже привлекательность, эстетичность изделия.
Ценность каждой вещи в двух началах - пользе и красо-
те. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое
начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. В кон-
це 30-х годов дизайн стал проникать и в область культурно-
бытовых изделий: художники участвовали в проектировании
первого советского дискового телефона, радиоприёмника, ос-
ветительной аппаратуры, мебели. В отличие от сферы «чистой
техники» дизайнерские произведения в той или иной мере но-
сят на себе следы влияния личности художника.
В культуре ХХ века дизайн стал новым явлением, воз-
никшим как реакция на стихийное формирование визуальных
и функциональных свойств предметной сферы. Родившись в
начале века, он прочно стал на ноги в его середине как специ-
фический вид проектирования утилитарных изделий массово-
го производства. Изделий удобных, надежных и, самое глав-
ное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а за-
тем и в других странах обозначалось термином industrial
design индустриальный дизайн.
В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных
с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями
культуры в целом и искусства в частности, деятельности пред-
варяющей изготовление изделий и создание средовых объек-
тов проектной деятельности:
массовое машинное промышленное производство;
урбанизация (сосредоточение населения и экономиче-
ской жизни в крупных городах);
развитие науки, техники, использование достижений
науки и техники в повседневной жизни (электроэнергия, теле-
фон, телеграф, фотография, новые средства транспорта, звуко-
запись, кинематограф);
традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;
архитектурное проектирование старое» явление);
инженерное проектирование новое» явление);
процессы в искусстве: от классического искусства к им-
прессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому
явлению;
кризис аналитических процессов в изобразительном ис-
кусстве.
Глобализация дизайна сопровождается специализацией
проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и
многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах од-
новременно. Выделим основные виды современного проект-
ного дизайнерского творчества.
Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг
объектов, как говорят, «от иголки до самолета». Точнее,
наоборот. Главенствующее место занимает проектирование
изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически слож-
ных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал
государства. Это продукция машиностроения и станкострое-
ния, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый
характер имеет дизайн изделий группы «Б» предметов
потребления. Группа в свою очередь членится на специфиче-
ские подгруппы. В традиционном понимании к индустриаль-
ному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура,
инвентарь и пр.
Особое место занимает дизайн мебели и оборудования
для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проекти-
рование которых имеет глубокие корни в ремесленном
производстве.
Специфические особенности присущи дизайну медицин-
ского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых лю-
дей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в ча-
стности игрушек.
Графический дизайн также является продолжением
многовековых традиций и одним из наиболее распространен-
ных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рек-
PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
       ценность дизайна. Ведь что проку от супер стильного автомо-          архитектурное проектирование («старое» явление);
       биля, который не сможет сдвинуться с места? С другой сторо-          инженерное проектирование («новое» явление);
       ны, если целью стоит разработка дизайна одежды, то первич-           процессы в искусстве: от классического искусства к им-
       ным будет уже привлекательность, эстетичность изделия.          прессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому
             Ценность каждой вещи в двух началах - пользе и красо-     явлению;
       те. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое            кризис аналитических процессов в изобразительном ис-
       начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. В кон-     кусстве.
       це 30-х годов дизайн стал проникать и в область культурно-           Глобализация дизайна сопровождается специализацией
       бытовых изделий: художники участвовали в проектировании         проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и
       первого советского дискового телефона, радиоприёмника, ос-      многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах од-
       ветительной аппаратуры, мебели. В отличие от сферы «чистой      новременно. Выделим основные виды современного проект-
       техники» дизайнерские произведения в той или иной мере но-      ного дизайнерского творчества.
       сят на себе следы влияния личности художника.                        Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг
             В культуре ХХ века дизайн стал новым явлением, воз-       объектов, как говорят, «от иголки до самолета». Точнее,
       никшим как реакция на стихийное формирование визуальных         наоборот. Главенствующее место занимает проектирование
       и функциональных свойств предметной сферы. Родившись в          изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически слож-
       начале века, он прочно стал на ноги в его середине как специ-   ных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал
       фический вид проектирования утилитарных изделий массово-        государства. Это продукция машиностроения и станкострое-
       го производства. Изделий удобных, надежных и, самое глав-       ния, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый
       ное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а за-    характер имеет дизайн изделий группы «Б» – предметов
       тем и в других странах обозначалось термином industrial         потребления. Группа в свою очередь членится на специфиче-
       design – индустриальный дизайн.                                 ские подгруппы. В традиционном понимании к индустриаль-
             В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных      ному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура,
       с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями         инвентарь и пр.
       культуры в целом и искусства в частности, деятельности пред-         Особое место занимает дизайн мебели и оборудования
       варяющей изготовление изделий и создание средовых объек-        для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проекти-
       тов – проектной деятельности:                                   рование которых имеет глубокие корни в ремесленном
             массовое машинное промышленное производство;              производстве.
             урбанизация (сосредоточение населения и экономиче-             Специфические особенности присущи дизайну медицин-
       ской жизни в крупных городах);                                  ского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых лю-
             развитие науки, техники, использование достижений         дей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в ча-
       науки и техники в повседневной жизни (электроэнергия, теле-     стности игрушек.
       фон, телеграф, фотография, новые средства транспорта, звуко-         Графический дизайн также является продолжением
       запись, кинематограф);                                          многовековых традиций и одним из наиболее распространен-
             традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;         ных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рек-

                                    2                                                              3

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com