ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
25
< т'> – фонема в позиции, слабой по твердости-мягкости
перед гласным переднего ряда;
< э > – фонема в перцептивно слабой позиции между мягкими
согласными
< п'> – фонема в позиции, слабой по глухости-звонкости
в абсолютном исходе слова.
Образец морфофонематической транскрипции
Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узень-
кой тропке.
<уд
1
’ив
1
úт
1
эл'наjа это была прогýлка / он
1
ú шл
1
ú гус
2
'кóм
к род
1
н
1
'икý по ýз
1
эн'коj трóп
3
к
1
э>
§ 6. Интонационные типы и их классификация
Интонация служит для организации фонетической цельности син-
тагмы и фразы.
При классификации интонационных типов ученые пользуются двумя
различными подходами: одни основываются на собственно фонетических ха-
рактеристиках и пытаются дать классификацию тех реализаций, которые
встречаются в том или ином языке. Ярким примером является интонационная
классификация, разработанная для английского языка. Здесь основой для клас-
сификации являются мелодические характеристики, и к каждому типу изме-
нения мелодики привязывается то или иное языковое значение. Другие иссле-
дователи дают классификацию основных значений, передаваемых интонаци-
онными средствами, характеристики тех фонетических средств, которые уча-
ствуют в организации каждого из этих значений. Так, упоминавшиеся уже ин-
тонационные типы завершенного повествования, вопроса, незавершенности,
эмоциональной выделенности как раз и базируются на таком подходе.
В настоящее время оба подхода имеют широкое распространение в
научной и практической литературе. В качестве примера рассмотрим ре-
зультаты этих двух подходов к интонационным типам русского языка.
При «семантическом» подходе, то есть при учете тех основных зна-
чений, которые передаются интонацией, большинство исследователей на-
зывает уже упоминавшиеся интонационные типы:
1. Повествовательная, или завершающая интонация характеризуется
понижением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего
под синтагматическим (фразовым) ударением, при этом мелодический
уровень начала синтагмы близок к средней индивидуальной частоте ос-
новного тона; к концу синтагмы с понижением основного тона уменьшает-
ся интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного. На за-
ударных гласных – понижение тона.
< т'> – фонема в позиции, слабой по твердости-мягкости перед гласным переднего ряда; < э > – фонема в перцептивно слабой позиции между мягкими согласными < п'> – фонема в позиции, слабой по глухости-звонкости в абсолютном исходе слова. Образец морфофонематической транскрипции Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узень- кой тропке. <уд1’ив1úт1эл'наjа это была прогýлка / он1ú шл1ú гус2'кóм к род1н1'икý по ýз1эн'коj трóп3к1э> § 6. Интонационные типы и их классификация Интонация служит для организации фонетической цельности син- тагмы и фразы. При классификации интонационных типов ученые пользуются двумя различными подходами: одни основываются на собственно фонетических ха- рактеристиках и пытаются дать классификацию тех реализаций, которые встречаются в том или ином языке. Ярким примером является интонационная классификация, разработанная для английского языка. Здесь основой для клас- сификации являются мелодические характеристики, и к каждому типу изме- нения мелодики привязывается то или иное языковое значение. Другие иссле- дователи дают классификацию основных значений, передаваемых интонаци- онными средствами, характеристики тех фонетических средств, которые уча- ствуют в организации каждого из этих значений. Так, упоминавшиеся уже ин- тонационные типы завершенного повествования, вопроса, незавершенности, эмоциональной выделенности как раз и базируются на таком подходе. В настоящее время оба подхода имеют широкое распространение в научной и практической литературе. В качестве примера рассмотрим ре- зультаты этих двух подходов к интонационным типам русского языка. При «семантическом» подходе, то есть при учете тех основных зна- чений, которые передаются интонацией, большинство исследователей на- зывает уже упоминавшиеся интонационные типы: 1. Повествовательная, или завершающая интонация характеризуется понижением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим (фразовым) ударением, при этом мелодический уровень начала синтагмы близок к средней индивидуальной частоте ос- новного тона; к концу синтагмы с понижением основного тона уменьшает- ся интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного. На за- ударных гласных – понижение тона. 25
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »