Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
средствах речевой изобразительности), а объектключевые тропы и
фигуры);
3) целостный лингвистический анализ, задача которого -
комплексное многоаспектное филологическое изучение художественного
текста. Основным приемом этого анализа является исследование текста
путем раскрытия его образной поэтической структуры в тесном единстве с
идейным содержанием и системой языковых изобразительных средств. В
основу такого синтезирующего анализа кладется
категория образа автора.
Этот анализ немыслим без раскрытия поэтической (композиционной)
структуры текста, системы образов в их сюжетном развитии как
выражения идейного замысла произведения, особенностей его жанра,
эстетических функций словесных образов в их взаимной связи и
обусловленности (Новиков 1988).
Сегодня настоятельной потребностью становится разработка модели
комплексного лингвистического анализа текста с привлечением данных
других
областей лингвистики, таких как теории речевых актов и жанров,
стилистика, философия и эстетика языка, психология и пр.
К основным подходам в изучении текста относятся:
1) лингвоцентрический (аспект соотнесения «языктекст»);
2) текстоцентрический (текст как автономное структурно-
смысловое целое вне соотнесенности с участниками литературной
коммуникации);
3) антропоцентрический (аспект соотнесенности «автортекст
читатель»);
4) когнитивный (аспект соотнесенности «автортекст
внетекстовая деятельность).
Внутри антропоцентрического подхода в зависимости от фокуса
исследования выделяются следующие направления изучения текста:
психолингвистическое, прагматическое, деривационное,
коммуникативное, речеведческое (жанрово-стилевое).
ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА. УРОВНИ ТЕКСТА
К специфическим средствам, обеспечивающим смысловые
установки, передаваемые в тексте, относятся лексические средства;
тектонические средства ((изменение порядка
слов в зависимости от
текстовой установки, а для звуковых текстовинтонационные средства);
особые графические средства (подчеркивания, шрифтовые выделения,
пунктуациядля письменных текстов). Правильность восприятия текста
обеспечивается пониманием функций языковых единиц и их соединений,
а также необходимым общим фондом знаний.
В системе лингвистических категорий текст есть функционально,
содержательно и структурно завершенное речевое
единство, скрепленное
авторской модальностью. Любой текстразнофункциональный и
                                  12
средствах речевой изобразительности), а объект – ключевые тропы и
фигуры);
      3) целостный лингвистический анализ, задача которого -
комплексное многоаспектное филологическое изучение художественного
текста. Основным приемом этого анализа является исследование текста
путем раскрытия его образной поэтической структуры в тесном единстве с
идейным содержанием и системой языковых изобразительных средств. В
основу такого синтезирующего анализа кладется категория образа автора.
Этот анализ немыслим без раскрытия поэтической (композиционной)
структуры текста, системы образов в их сюжетном развитии как
выражения идейного замысла произведения, особенностей его жанра,
эстетических функций словесных образов в их взаимной связи и
обусловленности (Новиков 1988).
      Сегодня настоятельной потребностью становится разработка модели
комплексного лингвистического анализа текста с привлечением данных
других областей лингвистики, таких как теории речевых актов и жанров,
стилистика, философия и эстетика языка, психология и пр.
      К основным подходам в изучении текста относятся:
      1)    лингвоцентрический (аспект соотнесения «язык – текст»);
      2)    текстоцентрический (текст как автономное структурно-
смысловое целое вне соотнесенности с участниками литературной
коммуникации);
      3)    антропоцентрический (аспект соотнесенности «автор – текст –
читатель»);
      4)    когнитивный (аспект соотнесенности «автор – текст –
внетекстовая деятельность).
      Внутри антропоцентрического подхода в зависимости от фокуса
исследования выделяются следующие направления изучения текста:
психолингвистическое,          прагматическое,           деривационное,
коммуникативное, речеведческое (жанрово-стилевое).


                 ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА. УРОВНИ ТЕКСТА

      К специфическим средствам, обеспечивающим смысловые
установки, передаваемые в тексте, относятся лексические средства;
тектонические средства ((изменение порядка слов в зависимости от
текстовой установки, а для звуковых текстов – интонационные средства);
особые графические средства (подчеркивания, шрифтовые выделения,
пунктуация – для письменных текстов). Правильность восприятия текста
обеспечивается пониманием функций языковых единиц и их соединений,
а также необходимым общим фондом знаний.
      В системе лингвистических категорий текст есть функционально,
содержательно и структурно завершенное речевое единство, скрепленное
авторской модальностью. Любой текст – разнофункциональный и