ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
19
Дальнейший анализ пейзажной лексики поэта вскрывает одну из главных
особенностей его лирики – близость к природе человека, который по-
своему воспринимает ее. Слова «клен», «береза», «черемуха»
приобретают символический смысл, обрастают такими смысловыми
приращениями, которые позволяют поэту показать и «пейзаж души». Так,
клен – это двойник лирического героя. В целом сквозные образы клена,
березы
, черемухи пронизывают всю лирику Есенина.
Понятие художественного образа обязано своим рождение
художественной литературе, где язык становится одновременно и
средством, и предметом искусства. Одно содержание, выражающееся в
звуковой форме (слове), служит формой другого содержания (образа). В
ряду «идея – образ – язык» образ является формой по отношению к идее и
содержанием по отношению
к слову (языку). В целом образ – это элемент
содержательной формы.
Само понятие «образ» - понятие более широкое, нежели
«художественный образ». Словесный образ может использоваться и в
других видах литературы, тогда его значение можно определить как
форму наглядного представления действительности. Художественный
образ отличается тем, что он представляет собой способ конкретно-
чувственного воспроизведения
действительности с позиций
определенного эстетического идеала.
Если избрать в качестве отправной точки какой-либо определенный
критерий в подходе к определению «образа», то можно наметить
некоторую дифференциацию. В частности, можно усмотреть градацию,
ступенчатость в образной системе, например, последовательность в
восхождении от конкретного смысла к отвлеченному и обобщенному. В
таком случае можно выявить
три ступени восхождения: образ-индикатор
(использование буквального, прямого значения слова); образ-троп
(переносное значение); образ-символ (обобщенное значение на базе
частных переносных).
На первой ступени образ, по словам А. А. Потебни, рождается часто
в результате «оживления внутренней формы слова». Это образ-индикатор,
проявитель смысла.
На второй ступени возникает переосмысление.
Это система тропов,
в основе которой лежит метафоризация. И наконец, образы-символы,
являющие собой образы, выходящие за пределы контекста, закрепленные
обычно традицией употребления. Например, у А. П. Чехова в повести
«Дама с собачкой» определение «серый» используется каждый раз в
прямом значении (серые глаза; серое платье; чернильница, серая от пыли;
серый
забор; серое суконное одеяло). Однако в общем контексте повести
этот заурядный серый цвет приобретает особую значимость, становится
образным значением, переходящим в значение символическое – это образ
будничности, неприметности, безысходности.
Содержание образа многослойно:
образ-индикатор – серый цвет;
19 Дальнейший анализ пейзажной лексики поэта вскрывает одну из главных особенностей его лирики – близость к природе человека, который по- своему воспринимает ее. Слова «клен», «береза», «черемуха» приобретают символический смысл, обрастают такими смысловыми приращениями, которые позволяют поэту показать и «пейзаж души». Так, клен – это двойник лирического героя. В целом сквозные образы клена, березы, черемухи пронизывают всю лирику Есенина. Понятие художественного образа обязано своим рождение художественной литературе, где язык становится одновременно и средством, и предметом искусства. Одно содержание, выражающееся в звуковой форме (слове), служит формой другого содержания (образа). В ряду «идея – образ – язык» образ является формой по отношению к идее и содержанием по отношению к слову (языку). В целом образ – это элемент содержательной формы. Само понятие «образ» - понятие более широкое, нежели «художественный образ». Словесный образ может использоваться и в других видах литературы, тогда его значение можно определить как форму наглядного представления действительности. Художественный образ отличается тем, что он представляет собой способ конкретно- чувственного воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала. Если избрать в качестве отправной точки какой-либо определенный критерий в подходе к определению «образа», то можно наметить некоторую дифференциацию. В частности, можно усмотреть градацию, ступенчатость в образной системе, например, последовательность в восхождении от конкретного смысла к отвлеченному и обобщенному. В таком случае можно выявить три ступени восхождения: образ-индикатор (использование буквального, прямого значения слова); образ-троп (переносное значение); образ-символ (обобщенное значение на базе частных переносных). На первой ступени образ, по словам А. А. Потебни, рождается часто в результате «оживления внутренней формы слова». Это образ-индикатор, проявитель смысла. На второй ступени возникает переосмысление. Это система тропов, в основе которой лежит метафоризация. И наконец, образы-символы, являющие собой образы, выходящие за пределы контекста, закрепленные обычно традицией употребления. Например, у А. П. Чехова в повести «Дама с собачкой» определение «серый» используется каждый раз в прямом значении (серые глаза; серое платье; чернильница, серая от пыли; серый забор; серое суконное одеяло). Однако в общем контексте повести этот заурядный серый цвет приобретает особую значимость, становится образным значением, переходящим в значение символическое – это образ будничности, неприметности, безысходности. Содержание образа многослойно: образ-индикатор – серый цвет;
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »