Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
Рассмотрение первичных сем блоковского цикла «Снежная маска»
показывает, что семантическая структура символа «снежная вьюга»
состоит из первичных сем: быстрое движение, принадлежность к природе,
гибельность.
Аналогичную семантическую структуру имеют символические
единицы «снежное вино», «снежная пена», «снежные хмели», являющиеся
эстетическими синонимами. В процессе развития цикла значение
гибельности любви-страсти выдвигается на первый план
:
Я всех забыл, кого любил,
Я сердце вьюгой закрутил
Я сам иду на твой костер!
Сжигай меня,
Пронзай меня,
Крылатый взор
Игрою снежного
огня.
На этом процесс развития символических значений не
заканчивается. А. Блок осмысливает смерть, жертвенную гибель, которая
представлена образами креста и распятия:
Птица вьюги темнокрылой,
Дай мне два крыла!..
Чтоб огонь зимы палящей
Сжег грозящий
Дальний крест!
Словесные единицы «крещенье», «метели», «снега» становятся
символами любви как воскресения к новой жизни через
смерть.
Описание вещного словаря, по словам Ю. С. Степанова,
обозначающего реальные образы вещей и событий, т.е. анализ первого
яруса семантики произведения, способствует исчерпывающему анализу
художественного текста и дает материалы для его дальнейшей
интерпретации.
Рассмотрение вещного словаря лирики С. Есенина обнаруживает
значительное число словпрямых обозначений растительного мира:
деревьев, цветов. Любовью
к земле, лугам и травам, лесам и озерам,
наполнены строки ранней лирики поэта:
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Особое место в лирике С. Есенина занимает лес: сосняк, ельник,
«милые березовые рощи». Он лишен мистической, таинственной
сущности, свойственной пейзажам символистов. Вещный словарь
растительного мира Есенинаотражение
среднерусской природы.
                                 18
      Рассмотрение первичных сем блоковского цикла «Снежная маска»
показывает, что семантическая структура символа «снежная вьюга»
состоит из первичных сем: быстрое движение, принадлежность к природе,
гибельность.
      Аналогичную семантическую структуру имеют символические
единицы «снежное вино», «снежная пена», «снежные хмели», являющиеся
эстетическими синонимами. В процессе развития цикла значение
гибельности любви-страсти выдвигается на первый план:



      Я всех забыл, кого любил,
      Я сердце вьюгой закрутил…
      Я сам иду на твой костер!
            Сжигай меня,
                  Пронзай меня,
                        Крылатый взор
                             Игрою снежного огня.
      На этом процесс развития символических значений не
заканчивается. А. Блок осмысливает смерть, жертвенную гибель, которая
представлена образами креста и распятия:
      Птица вьюги темнокрылой,
      Дай мне два крыла!..
      Чтоб огонь зимы палящей
      Сжег грозящий
      Дальний крест!
      Словесные единицы «крещенье», «метели», «снега» становятся
символами любви как воскресения к новой жизни через смерть.
      Описание вещного словаря, по словам Ю. С. Степанова,
обозначающего реальные образы вещей и событий, т.е. анализ первого
яруса семантики произведения, способствует исчерпывающему анализу
художественного текста и дает материалы для его дальнейшей
интерпретации.
      Рассмотрение вещного словаря лирики С. Есенина обнаруживает
значительное число слов – прямых обозначений растительного мира:
деревьев, цветов. Любовью к земле, лугам и травам, лесам и озерам,
наполнены строки ранней лирики поэта:
      Черемуха душистая,
      Развесившись, стоит,
      А зелень золотистая
      На солнышке горит.
      Особое место в лирике С. Есенина занимает лес: сосняк, ельник,
«милые березовые рощи». Он лишен мистической, таинственной
сущности, свойственной пейзажам символистов. Вещный словарь
растительного мира Есенина – отражение среднерусской природы.