Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
часто определяются как логические и речевые текстовые универсалии.
Описание и повествование содержат преимущественно диктальную
информацию и привязаны к сюжету.
1. Описание по определению направлено на вещный, предметный
мир, мир человека. В художественных текстах это прежде всего описания
макромира, окружающего человека, - природы, места и местности,
пространства, предметов и вещей, его заполняющих. Описывается также
микромир самого человека - его внешность, физическое и эмоциональное
состояние. В литературных текстах обычным является сопряжение
описаний макро- и микромира человека: описание внешнего мира
действительности соотносятся с внутренним состоянием персонажа
прозаического произведения или лирического героя поэтического текста.
2. Повествованиеосновной движущий механизм сюжета, так как его
универсальный признак - это динамичность. Наиболее часто в повествовании
используются акциональные глаголы в прошедшем времени, передающие
последовательность событий, их динамику и составляющие
повествовательную канву. Основные логико-семантические отношения в
повествовании - временная последовательность, отношения обусловленности
(причинно-следственные, условные, цели и др.). В плане формально-
грамматическом характерно использование сочинения и подчинения.
Обычно в повествовательных контекстах используются глаголы конкретного
физического действия, деятельности, движения, речевой деятельности и т. п.
Повествование, как и описание, может встречаться в чистом виде, когда
оно не осложнено другими контекстно-вариативными формами. Тексты,
построенные только на повествовании, - это фольклорные произведения (мифы и
сказки преимущественно), рассказы-нарративы, сказы, лирические
стихотворения.
3. Рассуждение как композиционно-речевая форма характеризуется
отрывом от сюжета. Рассуждения замедляют развитие текстовых событий. В
формальной логике рассуждение понимается как цепь размышлений,
умозаключений на какую-либо тему, излагаемых в определенной достаточно
жесткой последовательности. При этом обычно выделяют в структуре
рассуждения три части: тезис, доказательство (аргументацию) и вывод в
виде обобщения или заключения.
Чужая речь в художественном тексте. Этот тип речи - основной
конструктивный компонент структуры образа персонажа. Формы речевого
воплощения персонажей многообразны, а выбор их обусловлен как
субъективно - творческим замыслом автора, так и объективно - характером
самого персонажа.
К настоящему времени при исследовании голоса персонажей принято
прежде всего разграничивать внешнюю и внутреннюю речь, а также
собственно речевые формы их воплощения.
I. Внешняя речь персонажа представляет собой совокупность
произнесенных вслух высказываний персонажа, которые функционируют в
                                     22
часто определяются как логические и речевые текстовые универсалии.
Описание и повествование содержат преимущественно диктальную
информацию и привязаны к сюжету.
       1. Описание по определению направлено на вещный, предметный
мир, мир человека. В художественных текстах это прежде всего описания
макромира, окружающего человека, - природы, места и местности,
пространства, предметов и вещей, его заполняющих. Описывается также
микромир самого человека - его внешность, физическое и эмоциональное
состояние. В литературных текстах обычным является сопряжение
описаний макро- и микромира человека: описание внешнего мира
действительности соотносятся с внутренним состоянием персонажа
прозаического произведения или лирического героя поэтического текста.
       2. Повествование — основной движущий механизм сюжета, так как его
универсальный признак - это динамичность. Наиболее часто в повествовании
используются акциональные глаголы в прошедшем времени, передающие
последовательность      событий,      их    динамику       и    составляющие
повествовательную канву. Основные логико-семантические отношения в
повествовании - временная последовательность, отношения обусловленности
(причинно-следственные, условные, цели и др.). В плане формально-
грамматическом характерно использование сочинения и подчинения.
       Обычно в повествовательных контекстах используются глаголы конкретного
физического действия, деятельности, движения, речевой деятельности и т. п.
       Повествование, как и описание, может встречаться в чистом виде, когда
оно не осложнено другими контекстно-вариативными формами. Тексты,
построенные только на повествовании, - это фольклорные произведения (мифы и
сказки     преимущественно),     рассказы-нарративы,     сказы,     лирические
стихотворения.
      3. Рассуждение как композиционно-речевая форма характеризуется
отрывом от сюжета. Рассуждения замедляют развитие текстовых событий. В
формальной логике рассуждение понимается как цепь размышлений,
умозаключений на какую-либо тему, излагаемых в определенной достаточно
жесткой последовательности. При этом обычно выделяют в структуре
рассуждения три части: тезис, доказательство (аргументацию) и вывод в
виде обобщения или заключения.
      Чужая речь в художественном тексте. Этот тип речи - основной
конструктивный компонент структуры образа персонажа. Формы речевого
воплощения персонажей многообразны, а выбор их обусловлен как
субъективно - творческим замыслом автора, так и объективно - характером
самого персонажа.
      К настоящему времени при исследовании голоса персонажей принято
прежде всего разграничивать в н е ш н ю ю и в н у т р е н н ю ю речь, а также
собственно речевые формы их воплощения.
      I. Внешняя речь персонажа представляет собой совокупность
произнесенных вслух высказываний персонажа, которые функционируют в