Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
вертикаль схемы, а связностьгоризонталь. Эти оси координат
взаимодействуют. Цельность внешне материализуется в связности,
связность обусловлена цельностью и, в свою очередь, обусловливает ее.
Целостность текста обеспечивается категориями информативности,
интегративности, завершенности, хронотопа (текстового времени и
текстового пространства), категориями образа автора и персонажа,
модальности, эмотивности и экспрессивности.
Связность текста дополняется категориями
ретроспекции/проспекции
и членимости.
КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Композиция художественного текстаэто построение
произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство.
Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром,
содержанием литературного произведения. Она представляет собой
«систему соединения» всех его элементов.
Объектом лингвистического анализа могут служить разные аспекты
композиции:
1) архитектоника, или внешняя композиция текста, -
членение
его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их
последовательность и взаимосвязь;
2) система образов персонажей художественного произведения
(внутренняя композиция);
3) смена точек зрения в структуре текста (позволяет выявить
динамику развертывания художественного сознания);
4) система деталей, представленных в тексте (дает возможность
раскрыть способы углубления изображаемого);
5) соотнесенность
друг с другом и с остальными компонентами
текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов,
лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).
Для анализа композиции художественного текста необходимо
уметь:
1) выделять в его структуре значимые для интерпретации
произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;
2) выявлять семантические переклички в частях текста;
3)
выделять языковые сигналы, маркирующие композиционные
части произведения;
4) соотносить особенности членения текста с его содержанием и
определять роль дискретных композиционных единиц в составе целого;
5) устанавливать связи повествовательной структуры текста как
его «глубинной композиционной структуры» с его внешней композицией.
                                  24
вертикаль схемы, а связность – горизонталь. Эти оси координат
взаимодействуют. Цельность внешне материализуется в связности,
связность обусловлена цельностью и, в свою очередь, обусловливает ее.
      Целостность текста обеспечивается категориями информативности,
интегративности, завершенности, хронотопа (текстового времени и
текстового пространства), категориями образа автора и персонажа,
модальности, эмотивности и экспрессивности.
      Связность         текста         дополняется         категориями
ретроспекции/проспекции и членимости.


            КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

      Композиция художественного текста – это построение
произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство.
Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром,
содержанием литературного произведения. Она представляет собой
«систему соединения» всех его элементов.
      Объектом лингвистического анализа могут служить разные аспекты
композиции:
      1)   архитектоника, или внешняя композиция текста, - членение
его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их
последовательность и взаимосвязь;
      2)   система образов персонажей художественного произведения
(внутренняя композиция);
      3)   смена точек зрения в структуре текста (позволяет выявить
динамику развертывания художественного сознания);
      4)   система деталей, представленных в тексте (дает возможность
раскрыть способы углубления изображаемого);
      5)   соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами
текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов,
лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).
      Для анализа композиции художественного текста необходимо
      уметь:
      1)   выделять в его структуре значимые для интерпретации
произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;
      2)   выявлять семантические переклички в частях текста;
      3)   выделять языковые сигналы, маркирующие композиционные
части произведения;
      4)   соотносить особенности членения текста с его содержанием и
определять роль дискретных композиционных единиц в составе целого;
      5)   устанавливать связи повествовательной структуры текста как
его «глубинной композиционной структуры» с его внешней композицией.