ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
25
Каждая композиционная единица характеризуется приемами
выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов
текста и активизируют внимание его адресата. Это:
1) различные графические выделения;
2) повторы языковых единиц разных уровней;
3) сильные позиции текста или его композиционной части.
Сильные позиции – это позиции выдвижения, связанные с
«установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом
важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта,
установлением значащих связей между элементами смежными и
дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением
связности текста и его запоминаемости» (Арнольд 1978, с.23-31).
К сильным позициям традиционно относятся заглавия,
подзаголовки, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы,
главки), ключевые слова (правда, проблематично), имена собственные,
анаграмма, метатекст
в тексте, цитата, аллюзия, реминисценция,
прецедентный текст, текст-вкрапление, центонный текст. С их помощью
автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения
элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые
вехи» той или иной композиционной части или текста в целом.
М.М Бахтин заметил, что начало и конец произведения – суть
начало и конец
деятельности, и для разных авторов они по-разному
важны.
Заглавие – это первый знак произведения, с которого начинается
знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и
направляет его внимание к тому, что будет изложено далее. Заглавие
вводит читателя в мир произведения. Оно в конденсированной форме
выражает основную тему текста, определяет его
важнейшую сюжетную
линию или указывает на его главный конфликт (Николина 2003, с.168).
Позиция заголовка художественного текста – та площадка, с
которой начинается (и от нее зависит во многом – начнется ли?)
взаимодействие, диалог писателя и читателя. Организация начала текста,
его абсолютно сильная позиция, показывает, на какое взаимодействие
рассчитывает автор, какие требования предъявляет он
к читателю.
Значимостью позиции определяется та особая сложность, трудность
поиска заглавия, о которой часто говорят сами авторы. Так, В. В.
Конецкий со свойственной ему самоиронией замечает: «Хотя и сами
названия мы придумывать не умеем. Однажды девушка-читательница
сказала, что современные сочинители дают книгам какие-то «залипухи», а
не названия. И с
тех пор меня преследует желание назвать книгу просто-
напросто «Залипуха», но не хватает смелости» (Конецкий, 1983, с. 373).
25 Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текста и активизируют внимание его адресата. Это: 1) различные графические выделения; 2) повторы языковых единиц разных уровней; 3) сильные позиции текста или его композиционной части. Сильные позиции – это позиции выдвижения, связанные с «установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости» (Арнольд 1978, с.23-31). К сильным позициям традиционно относятся заглавия, подзаголовки, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки), ключевые слова (правда, проблематично), имена собственные, анаграмма, метатекст в тексте, цитата, аллюзия, реминисценция, прецедентный текст, текст-вкрапление, центонный текст. С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части или текста в целом. М.М Бахтин заметил, что начало и конец произведения – суть начало и конец деятельности, и для разных авторов они по-разному важны. Заглавие – это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее. Заглавие вводит читателя в мир произведения. Оно в конденсированной форме выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт (Николина 2003, с.168). Позиция заголовка художественного текста – та площадка, с которой начинается (и от нее зависит во многом – начнется ли?) взаимодействие, диалог писателя и читателя. Организация начала текста, его абсолютно сильная позиция, показывает, на какое взаимодействие рассчитывает автор, какие требования предъявляет он к читателю. Значимостью позиции определяется та особая сложность, трудность поиска заглавия, о которой часто говорят сами авторы. Так, В. В. Конецкий со свойственной ему самоиронией замечает: «Хотя и сами названия мы придумывать не умеем. Однажды девушка-читательница сказала, что современные сочинители дают книгам какие-то «залипухи», а не названия. И с тех пор меня преследует желание назвать книгу просто- напросто «Залипуха», но не хватает смелости» (Конецкий, 1983, с. 373).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »