ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
– на основе метонимии,
– на основе синекдохи,
– на основе сходства функций.
Метафорические значения возникают в результате переноса
наименований с одного предмета на другой по сходству каких-либо признаков
(формы , цвета и т.д.): яблоко – плод, глазное яблоко .
Метонимические значения возникают в результате переноса
наименований с одного предмета на другой по их смежности, по временным и
пространственным связям: аудитория – «помещение» и «слушатели,
находящиеся в этом помещении» .
Синекдоха – замена наименования того или иного предмета
наименованием его части: лицо – «часть человека» и «сам человек» .
Переносы по сходству функций возникают тогда , когда предметы
выполняют одинаковые функции: дворник – «человек, убирающий двор», и
«стеклоочиститель на автомобиле».
Упражнение 4. Определите значения слов: прямое или переносное
( метафорическое, метонимическое, на основе функционального переноса).
Большая волна, волна гнева , въезд в город, город оборонялся от врагов, а
город подумал… , потолок скорости, побелить потолок, сливки общества ,
техника письма пером, фабрика выдвинула представителей, сочинение текста
для рекламы , школьные сочинения, полифонический роман, прямой ответ, вход в
метро, вход бесплатный, каталог античного стекла, хвост поезда , холодный
прием, всю тарелку съел, перебить все тарелки , нестись стрелой, проверить
изложения, подробное изложение текста , прочитать текст изложения, окно в
расписании, старинное серебро, серебро на висках, выставка серебра, добыча
серебра, сердечный клапан , клапан первого котла , время торопится, пожар в
душе, пожар разгорается , экранизация Чехова, повесть Чехова.
Упражнение 5. Определите типы переносного значения слов:
метафора, метонимия, синекдоха.
Не хватает рабочих рук , уколоть самолюбие, хвост кометы, красная
кофточка, подождите!, разжечь страсти, на площадь высыпали блузы , кислое
настроение , в сердце России, он – светлая голова, встать: суд идет!, золотые
руки, косматое солнце, комиссия постановила , мягкий человек, чайник вскипел,
цепь рассуждений, первая скрипка оркестра , влиятельное лицо, выпить стакан
молока , лишний рот в семье , после кафе пошли гулять, кольцо садов,
отчаянная голова, замораживание цен, весь факультет присутствовал, черные
дни, костер рябины, университет объявил набор, музей фарфора, заря жизни,
бросать слова , вторая ракетка мира , первый раунд переговоров, зал
аплодировал.
Упражнение 6. Назовите случаи , в которых метафоры утратили
образность, сохраняют образность, являются индивидуально-авторскими.
Неверный глаз, море смеялось, ушко иголки, горечь обид , огонь губ ,
корень слова , страна березового ситца , березы белые кипят, часы идут,
бисерный почерк, револьверный лай, надергать цитат, близкая подруга , бег
времени, весь как есть искусан злобой, алмазные брызги, дым волос над
7 – на основе метонимии, – на основе синекдохи, – на основе сходства функций. М ет а ф о рич еские зн а ч ен ия возника ю т в результа те переноса на именова нийс одного предмета на другойпо сходству ка ких-либ о призна ков (формы, цвета и т.д.): яб локо – плод, гла зное яб л око . М ет о н им ич еские зн а ч ен ия возника ю т в результа те переноса на именова нийс одного предмета на другойпо их смеж ности, по временным и простра нственным связям: ауди т ори я – « помещ ение» и « слуша тели, на ходящ иеся в этомпомещ ении». С ин екдо ха – за мена на именова ния того или иного предмета на именова ниемего ча сти: л и ц о – « ча стьчеловека » и « са мчеловек». П ерен о сы по схо дст ву ф ун кций возника ю т тогда , когда предметы выполня ю т одина ковые функции: дворн и к – « человек, уб ира ю щ ий двор», и « стеклоочистительна а втомоб иле». У праж нение 4. О пределите значения слов: прям ое или переносное (м етаф орическое, м етоним ическое, наосновеф ункциональногопереноса). Больша я вол н а, во л н а гнева , въ езд в город, город об оронялся от вра гов, а горо д подума л… , п от олок скорости, поб елить п от олок, сл и вки об щ ества , техника письма п ером , ф аб ри ка выдвинула предста вителей, со чи н ен и е текста для рекла мы, школьные сочи н ен и я, п ол и ф о н и чески й рома н, п рям ой ответ, вход в метро, вход б еспла тный, ка та лог а нтичного ст екл а, хвост поезда , хол одн ый прием, всю т арел ку съ ел, переб ить все т арел ки , нестись ст релой, проверить и зл ож ен и я, подроб ное и зл ож ен и е текста , прочита ть текст и зл ож ен и я, окн о в ра списа нии, ста ринное сереб ро, сереб ро на виска х, выста вка сереб ра, доб ыча сереб ра, сердечныйклап ан , кл ап ан первого котла , время т ороп и т ся, п ож ар в душе, п ож ар ра згора ется, экра низа ция Чехова, повестьЧехова. У праж нение 5. О пределите типы перенос ного значения слов: м етаф ора , м етоним ия, синекдоха. Н е хва та ет ра б очих рук, укол от ь са молю б ие, хвост кометы, красн ая коф т очка, подож дите!, разж ечь стра сти, на площ а дь высыпа ли б л узы, ки слое на строение, в сердц е Р оссии, он – светла я голо ва, вста ть: суд идет!, зо л от ые руки, косм ат оесолнце, ком и сси я поста новила , м ягки й человек, чайн и к вскипел, ц еп ь ра ссуж дений, перва я скри п ка оркестра , влиятельное л и ц о, выпить ст акан молока , лишний рот в семье, после каф е пошли гулять, кол ь ц о са дов, отча янна я голо ва, зам ораж и ван и ецен, весь ф акул ь т ет присутствова л, черн ые дни, кост ер ряб ины, ун и верси т ет об ъ явил на б ор, музейф арф ора, заря ж изни, б росат ь слова , втора я ракет ка мира , первый раун д переговоров, зал а плодирова л. У праж нение 6. Н азовите случаи, в которы х м етаф оры утратили образность, сохраняю т образность, являю тся индивидуально-авторским и. Н еверный гла з, море смеялось, ушко иголки, горечь об ид, огонь губ , корень слова , стра на б ерезового ситца , б ерезы б елые кипят, ча сы идут, б исерный почерк, револьверный ла й, на дерга ть цита т, б лизка я подруга , б ег времени, весь ка к есть искуса н злоб ой, а лма зные б рызги, дым волос на д
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »