ВУЗ:
Составители:
28
конечной меры внешне регулярно».
Четкость, лаконизм, ритм. Фраза, собранная из слов, как умный механизм – из
деталей. Именно к такой поэзии стремится сам Критик в своих писаниях и ненавидит,
как он выражается, «литературные сопли» Каюка.
Эстетический идеал стиля вырабатывается в течение длительного времени и
меняется по мере развития стиля сообразно с изменением общественных условий,
экстралингвистических факторов. Значение эстетического идеала функционального стиля
заключается в том, что в нем сосредоточены представления о тенденциях развития стиля,
о путях его совершенствования, о цели, к которой следует стремиться. Отчетливо
несформулированный эстетический идеал реально предстает как тексты, принимаемые
авторитетными носителями языка в качестве образцовых и – реже – формулируемые ими
представления об идеальных способах выражения.
Так, А. Эйнштейн в предисловии к общедоступному изложению теории
относительности писал: «Автор приложил много усилий для того, чтобы достигнуть по
возможности более ясного и простого изложения основных мыслей в той
последовательности и связи, в какой они фактически возникли. В интересах ясности
оказались неизбежными повторения; пришлось отказаться от стремления к изящности
изложения; я твердо придерживаюсь рецепта гениального теоретика Л. Больцмана –
оставить изящество портным и сапожникам».
Функционально-стилевая норма опирается на существующий эстетический идеал,
реализуя представления о хорошей речи в рекомендациях и предписаниях.
Под функционально-стилевой нормой следует понимать правила употребления
языка и речеобразования, принятые в данной сфере общения (функциональном стиле) и
соответствующие наивысшей эффективности этого общения.
Если различать нормализацию и кодификацию, то функционально-стилевые нормы
относятся к некодифицируемым. Они, как правило, не описываются, не регистрируются в
словарях и грамматиках, но реальность, объективность и важность их не вызывает
сомнений. Они отражаются обычно в учебниках, пособиях по стилистике, как правило, на
отрицательном материале, например: «Среди негативных признаков, - пишет профессор
М.Н. Кожина о научном стиле, - назовем: недопустимость внелитературной лексики;
незначительную долю эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии; сравнительно
слабо представленную метафоричность; отсутствие настоящего времени глагола в
значении настоящего исторического». (Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,
1983. – С. 175.)
Значение функционально-стилевых норм заключается в регламентации
направления и характера развития функциональных стилей. Функционально-стилевая
норма регулирует взаимодействие функционального стиля с литературным языком, т.е.
процесс функционально-стилевой специализации.
Так, оценка качеств речи производителя с учетом именно функционально-стилевой
нормы. Уместно ли употреблено то или иное слово, выражение? Ответ на этот вопрос
обязательно предполагает, что будут приняты во внимание особенности функционального
стиля. В одном стиле оно уместно, а в другом вызывает возражения.
В этом заключается общеметодологическое значение функционально-стилевых
норм. При создании текстов, а также при их анализе, оценке подход с позиций
функционально-стилевых норм необходим и неизбежен. Обычно функционально-стилевая
норма нарушается при избыточном (и немотивированном) употреблении средств
«чужого» стиля (рассказ, написанный газетным языком; заметка, напоминающая
лирическое стихотворение).
Однако процесс функционально-стилевой специализации имеет предел насыщения,
определенную черту, за которой начинаются «издержки производства». Чрезмерная
специализация ведет к избытку отмеченных средств, к нарушению нормы, например:
«язык жрецов» в научной речи, излишняя метафоризация или стандартизация в газетно-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »