Стилистика и литературное редактирование. Константинова Л.А. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

26
Литературный язык предстает как система тесно взаимодействующих
функциональных стилей. Само функционально-стилевое расслоение литературного языка
один из главных глубинных процессов, определяющих и состояние современного
русского литературного языка, и его структуру, и перспективы дальнейшего развития.
С одной стороны, функционально-стилевое расслоение приводит к созданию
относительно замкнутых систем средств выражениясвоеобразных вариантов в рамках
единого литературного языка. С другой стороны, функционально-стилевое расслоение
это и развитие самого литературного языка, идущее вширь и вглубь, и развитие всех его
сфер, определяемое общественными потребностями, усложнением социальной жизни.
Функциональные стилиэто форма реального существования языка, что
значительно усложняет картину его функционирования и развития. Литературный язык
сегодняэто и газеты, и журналы, и художественная литература, и публичная речь, и
деловая речь, и Интернет, и многое другое. Но в каждом из этих случаев литературный
язык имеет своеобразные качества. Функциональные стили радикально изменили
языковую ситуацию.
В XIX веке основной стилистической оппозицией в рамках литературного языка
было противопоставление «книжноеразговорное». А.С. Пушкин писал: «Может ли
письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как
разговорный язык некогда не может быть совершенно подобным письменному».
В наши дни ситуация резко меняется. Сопоставленными, а нередко и
противопоставленными оказываются все функциональные стили. В качестве членов
стилистической оппозиции могут выступать характерные элементы любых двух стилей,
ибо каждый функциональный стиль осознается как самостоятельная стилистическая
реальность. И это значительно осложняет картину современного языкового
функционирования и развития, делает литературный язык полифункциональным и
полифоничным, имеющим как бы несколько стилистических регистров.
Существование развитых функциональных стилей не может не вести к их
взаимодействию. Об активности этого процесса свидетельствует появление таких видов
литературы, как научно-художественная, художественно-публицистическая и др.
Таким образом, два важнейших процесса определяют статус и развитие
современного русского литературного языка: с одной стороны, функционально-стилевое
расслоение, дифференциация литературного языка, формирование относительно
замкнутых систем средств выражения; с другой стороны, противоположно направленный
процесс взаимодействия функциональных стилей, выражающийся в создании новых
стилистических образований (видов литературы и жанров) или в регулярном
использовании единиц того или иного стиля в качестве маркированных в рамках другого
стиля. Оба процесса диалектически взаимосвязаны (дифференциация предполагает
последующий синтез, объединение) и определяет характер функционирования и развития
современного русского литературного языка. При этом если функционально-стилевое
расслоение полностью принадлежит настоящему, то процессы синтеза, имея своим
истоком современное состояние языка, только начинают развиваться. Взаимодействие
функциональных стилей, принципиально неограниченное, открывает широкие
возможности в области композиционно-речевого, стилистического творчества: появление
новых, гибридных видов и жанров литературы.
Новая языковая ситуация качественно меняет наши представления о литературном
языке. В условиях функционально-стилевого расслоения каждый функциональный стиль
манифестирует литературный язык. В каждом из них с большей или меньшей
рельефностью обнаруживаются те или иные черты литературного языка. Однако языковое
сознание общества нуждается, по-видимому, в в наглядной модели литературного языка,
осуществляющей единство в многообразии на основе одного какого-либо стиля,
выступающего в качестве своеобразного идеального представителя литературного языка.
Многостильность в той или иной степени ослабляет представление о единстве