Стилистика и литературное редактирование. Константинова Л.А. - 92 стр.

UptoLike

Составители: 

59
Параллельные конструкции можно представить таким образом: Иванов, приняв
решение, приступил к делу; Иванов, после того как принял решение, приступил к делу;
Иванов, принявший решение, приступил к делу; Иванов, который принял решение, приступил
к делу; Иванов после принятия решения приступил к делу.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложное предложение заключает в себе такие новые семантические,
коммуникативные и мыслеоформляющие качества, которые неизбежно влекут за собой и
особые стилистические возможности. Как более сложное структурное целое, выражающее
различные смысловые отношения между частями, оно способно выразить сложность и
разнообразие связей и зависимостей между явлениями действительности, таких, как
временные, причинные, следственные, и другие, которые в простом предложении почти не
находят выражения. Отсюда и разная роль тех и других в разных стилях и сферах речевой
деятельности.
Сложные предложения, особенно громоздкие, включающие несколько придаточных
конструкций, более употребительны в книжной речи, так как именно они позволяют
оформить сложные логические и интеллектуальные связи. Однако это не значит, что
сложные предложения вообще не свойственны устноразговорной речи. Они, хотя и в
меньшей степени, используются и там, но, как правило, не отличаются большой сложностью
структуры и соответственно не могут быть слишком длинными. Стилистическую значимость
в сложном предложении имеет как характер связи между предложениями, так и средства
выражения этих связей (союзы, отсутствие их).
Сложносочиненные предложения, выражающие, как известно, соединительные,
противительно сопоставительные, разделительные, а также присоединительные связи,
употребляются обычно при описании и повествовании, но оказываются недостаточными при
рассуждении. Поэтому они редко встречаются в научном стиле, где их доля не превышает 10
% общего числа сложных предложений (по данным М.Н. Кожиной).
В языке художественной литературы и в публицистике они представлены очень
широко. Некоторые виды сложносочиненных предложений несут в себе большую
экспрессию, что во многом связано с характером сочинительных союзов и их повторением.
Так, повторение соединительного союза и перед всеми частями сложного предложения,
включая и первую, создает ярко выраженную экспрессию высказывания. Этот прием широко
используется
А. Чехов и составляет характерную черту его индивидуального стиля: И все ей
вдруг припомнилось: и Андрей, и его отец, и новая квартира, и нагая дама с вазой; и все это
уже не пугало, не тяготило, а было наивно, мелко и уходило все назад и назад (А. Чехов).
Средства связи в сложносочиненном
предложении союзы могут быть как
стилистически нейтральными, так и разговорными или книжными. Так, союзы да, да и в
присоединительных конструкциях (при присоединительных связях) имеют окраску
разговорности и употребляются в стиле устноразговорном: У всех пропало настроение, да
и погода испортилась.
В книжной речи для выражения этих присоединительных отношений (связей)
употребляются союзы а также, к тому же, при этом. Например: Эта закономерность
представляет большой интерес, к тому же она имеет универсальные характер.
Разговорную окраску имеют противительные союзы да, зато, в книжной речи для
выражения этих же связей употребляется союз однако: Все ждали триумфа, однако
случилось иное. Мы думали: все будет хорошо, да иначе все вышло.
Разделительные повторяющиеся союзы либолибо, то лито ли, не тоне то имеют
разговорно экспрессивную окраску. Например: То ли она раздумала, то ли помешало ей
чтото.
Сложноподчиненные предложения хотя и более свойственны книжной речи, однако
широко распространены во всех стилях общенародного языка.
В разных стилях употребление этой конструкции имеет разные особенности.
Некоторые типы сложноподчиненных предложений тяготеют к определенным речевым