Стилистика и литературное редактирование. Константинова Л.А. - 90 стр.

UptoLike

Составители: 

57
возможности номинативных предложений обусловлены тем, что имя существительное
главный член номинативного предложения выражает одновременно и образ предмета, и
идею его существования в настоящем времени. Отсюда их лаконизм, образность,
выразительность. Они обычно употребляются в описаниях и повествованиях для
изображения динамической смены картин, а также зримости и яркости статических
описаний, очень частов авторских ремарках, киносценариях и пр. Часто используются
номинативные предложения в начале повествования, главы: Синий туман. Снеговое
раздолье, Тонкий лимонный лунный свет (С. Есенин).
Большую экспрессивностилистическую значимость имеют и предложения
эллиптические, в которых отсутствует (пропущено) сказуемое, что делает их по сравнению
с соотносительными с ними предложениями, включающими сказуемое, более динамичными
и выразительными. Благодаря этому они находят применение в разговорной речи и в
художественной литературе: Офицер из пистолет, Теркин в мягкое штыком (А.
Твардовский). И в ту же минуту по улицамкурьеры, курьеры (Н. Гоголь).
Неполные предложения характерны для разговорной речи, они передают
естественность, непосредственность, живость разговорной речи и особенно употребительны
в диалогах; в монологической же речи они используются обычно для связи частей. Пропуск
слов легко восполняется из контекста или ситуации: Первый звук его голоса был слаб и
неровен и, казалось, не выходил из его груди За этим первым звуком последовал другой,
более твердый и протяжныйза вторымтретий(И. Тургенев).
Гордничий: Где же он там живет?
Добчинский: В пятом номере, под лестницей.
Бобчинский: В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие
офицеры… (Н. Гоголь).
Простое осложненное предложение
Среди разновидностей простого осложненного предложения интерес стилистов
вызывают предложения с однородными и обособленными членами.
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения в плане
стилистическом играют роль важного изобразительного и выразительного средства и в этом
качестве широко используются и в публицистике, и в различных стилях художественной
литературы. Там с их помощью выражается динамика, напряженность действия или
детализация какогото явления, образуются живописные, а часто и экспрессивно
окрашенные ряды эпитетов: Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не
дружи (С. Есенин). Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и
клялся (М. Лермонтов). Ты один мне поддержка и опора, О великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! (И. Тургенев).
Большое стилистическое разнообразие дает использование однородных членов
предложения с союзами и без союзов, а также пар однородных членов, ср.: 1) В движении за
мир принимают участие рабочие, колхозники, учителя, врачи, ученые, артисты. 2) В
движении за мир принимают участие и рабочие, и колхозники, и учителя, и врачи, и ученые,
и артисты. 3) В движении за мир принимают участие рабочие и колхозники, учителя и
врачи, ученые и артисты.
Попарно могут объединяться контрастные понятия словаантонимы, что создает
большой экспрессивно стилистический эффект, например: Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А. Пушкин).
При намеренном объединении в качестве однородных членов разнородных понятий
возникает юмористический эффект: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три
бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами (Н. Гоголь).
Кроме художественной и публицистической речи, однородные члены употребляются
в научном и официальноделовом стилях (при перечислении). Здесь их использование
лишено экспрессии и служит чисто коммуникативным и познавательным целям: На
предприятиях, в совхозах и учреждениях стали шире использоваться новые формы