Стилистика и литературное редактирование. Константинова Л.А. - 89 стр.

UptoLike

Составители: 

56
предложения могут употребляться с предписывающим и констатирующим значением.
Например: Препарат применяют в качестве болеутоляющего средства (Из инструкции по
употреблению лекарств). В научной речи те же конструкции используются при
формулировке законов, правил: Индукцией называют метод рассуждений, ведущий от
частных примеров к некоторому общему выводу (Из учебного пособия для 9-го класса
«Алгебра и начала анализа»).
Неопределенность субъекта действия может сообщать этим конструкциям большие
выразительные возможности, что и используется в художественной литературе. Например:
Не спят, не помнят, не торгуют. Над черным городом, как стон, Стоит, терзая ночь
глухую, Торжественный пасхальный звон (А. Блок). В разговорном стиле эта конструкция
также употребительна: Говорят, он совсем уехал отсюда.
Большие стилистические возможности заключены в структуре безличных
предложений, которые имеют целую гамму экспрессивных оттенков и поэтому широко
используются в художественной литературе и разговорной речи. Именно по поводу этих
предложений В.В. Виноградов, анализируя формы безличного употребления глаголов, писал,
что в них «открывается множество тончайших стилистических оттенков русского языка и
что «грамматика русского глагола органически сплетается с его стилистикой»(Виноградов
В.В. Русский язык. М., с.463.).
Выразительные возможности безличных предложений связаны с морфологическими и
семантическими свойствами составляющих слов, и прежде всего главного члена. Если в
роли главного члена выступают глаголы, обозначающие явления природы (Рассвело. Уже
вечереет и т.д.), то сама семантика этих глаголов, чувственно воспринимаемая читателем
или слушателем, делает эти предложения эмоциональновыразительными. То же относится
и к тем предложениям, где главный член глагол обозначает болезненное состояние
человека: Тошнит. Рвет. Ломит руку и др. Эмоционально оценочны и выразительны
безличные предложения, в которых в качестве главного члена выступает группа безлично
предикативных слов, обозначающих душевное, психическое и физическое состояние
человека: тяжело, больно, грустно, весело и т.п. Например: И скучно и грустно, и некому
руку подать. В минуту душевной невзгоды(М. Лермонтов).
Особую группу составляют безличные предложения, в которых главный член
выражен безлично предикативными словами с модальным значением (нельзя, можно,
необходимо, надо и др.) и инфинитивом. В этих конструкциях объединяются категории
безличности и модальности (долженствования, необходимости). Они стилистически
нейтральны и широко используются как в художественной речи, так и в стилях официально
деловом, публицистическом и научном: Надо вырвать радость у грядущих дней (В.
Маяковский). Необходимо принять меры кМассу небесного тела можно
определить из
Большой экспрессивностью и эмоциональностью отмечены, как правило, и все виды
инфинитивных предложений, которые используются в разговорной и художественной
речи. В них модальное значение (долженствование, желательность, побуждение, приказ)
выражены не лексически, как в выше рассмотренной группе безличных предложений, а
самой структурой предложения и его интонациейвосклицательной или вопросительной: А
подать сюда Ляпкина Тяпкина! (Н. Гоголь). Ну как не порадеть родному человечку? (А.
Грибоедов).
Риторические вопросы в форме инфинитивных вопросительных предложений с
семантикой утверждения или протеста также характерная черта разговорного синтаксиса,
используемая и в художественной речи: Любить но кого же?.. на время не стоит
труда(М. Лермонтов).
Побудительные инфинитивные предложения употребляются часто в газетной
публицистике в форме призывов: Выполнить обязательства в срок! Убрать урожай без
потерь!, а также в форме служебных команд: Знамена вынести! Свистать всех наверх!
Номинативные предложения прежде всего принадлежат художественной речи, хотя
они используются и в некоторых жанрах публицистики. Богатые экспрессивные