ВУЗ:
Составители:
55
Y – глагол+союз+существительное в род. Падеже
Аналогичную, хотя и не идентичную, парадигму может составить и употребление
данных конструкций при прилагательном (тогда сравнительный оборот выполняет роль
уточняющего определения или обстоятельства меры и степени). Например: стремительный,
как сокол, по- соколиному, подобно соколу, будто сокол, вроде сокола. Иногда
сравнительный оборот выступает при существительном, чаще в роли именной части
составного сказуемого: Установился полный штиль. Море как зеркало (К. Паустовский).
Чаще всего сравнительные обороты употребляются в художественной литературе и в
публицистике с целью создания художественного образа: И вы уже (звездой средь ночи),
Скользящей поступью скользя, Идете– в поступи истома, И сердцу суждено сберечь, Как
память об иной отчизне, Ваш образ, дорогой навек…(А. Блок).
В научном стиле сравнения также используются для более точного описания явления
или предмета путем сравнения его с известным. Например: При низких температурах
металл становится хрупким и при ударе колется, как стекло.
Согласованные и несогласованные определения. Если в художественной речи и
публицистике определения чаще всего выполняют роль эпитетов, обладая образностью и
выразительностью, то в научном и официально–деловом стилях они выступают как
логические определения: природные богатства, экономические возможности, высокая
температура.
Согласованные определения используются во всех стилях речи, выражая, в отличие от
несогласованных, более отвлеченное свойство: сосновая роща, весенняя распутица.
Несогласованные– более характерны для книжных стилей и выражают обычно большую
конкретность признака. Они могут обозначать принадлежность: платок матери, велосипед
отца; деятеля или носителя признака: гул самолетов; характеризовать человека или предмет
по отличительным признакам: женщина в берете, щенок с белым пятном на лбу; указывать
на материал, из которого изготовлен: статуэтка из бронзы; назначение предмета: горшок
для цветов. Большинство из них может иметь синонимы в форме согласованных
определений: материнский платок, отцовский велосипед, самолетный гул, бронзовая
статуэтка, цветочный горшок, которые по своей стилистической окраске тяготеют к
разговорному стилю.
Типы простых предложений
Очень большие стилистические ресурсы заключены в самой структуре простых
предложений, в разнообразии их типов. Причем между разными структурными типами
простых предложений существуют синонимические отношения. Например, существует
синонимия утвердительных и отрицательных предложений: Кто не сталкивался с этим
явлением? – Все сталкивались с этим явлением. Одновременно это синонимия
вопросительного и повествовательного предложения. Первое предложение экспрессивно
окрашено. Синонимия неопределенно–личных и безличных предложений: выдвигают
кандидатов– выдвигаются кандидаты; определенно–личных и безличных: я представляю–
мне представляется.
Почти каждый тип простого предложения имеет определенную функционально–
стилистическую или экспрессивно– стилистическую значимость и прикрепленность к той
или иной речевой сфере.
Обобщенно – личные предложения, выражающие афористические суждения,
характерны для народной речи и широко используются в разговорном стиле, обычно в форме
пословиц
и поговорок, а также, естественно, проникают в публицистику и художественную
литературу: Соловья баснями не кормят. С кем поведешься, от того и наберешься. Тише
едешь– дальше будешь. Что посеешь, то и пожнешь.
Широко используются в разных стилях речи неопределенно–личные предложения,
однако в зависимости от стиля эта конструкция наполняется разным семантическим
содержанием. Так, в некоторых жанрах официально– делового стиля неопределенно– личные
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- …
- следующая ›
- последняя »