ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
проблемы дисциплин, базисные объясняющие гипотезы и принципы,
правила научного поиска. И, тем не менее, консенсус оказывается
возможным и достижимым, хотя в философии и социологии есть своя
специфика в формах достижения согласия.
Анализируя эти формы консенсуса, Л. Лаудан приходит к
выводу о том, что в философии он достигается за счёт так
называемого лейбницианского идеала, суть которого состоит в
следующем: дебаты относительно конкретной ситуации (matters of
fact) разрешимы если выбраны и использованы верные правила
доказательства, при этом наука понимается как рассуждение о
фактическом, разногласия также понимаются как разногласия о
фактическом. Правила доказательства выполняют роль
методологических правил, ответственных за достижение консенсуса в
таком «рациональном сообществе», как наука (термин Л. Лаудана).
Вера в лейбницианский идеал, благодаря которому философы имели
абрис того, как оформляется консенсус в науке, просуществовала в
философии до 30-х - 50-х годов. Методологические правила
позволяют определить степень «подкреплённости» теории, помогают
решить вопрос о статусе конкретных теорий и избежать диссенсуса.
Может, однако, возникнуть ситуация равной подтвержденности
теорий. В этом случае для преодоления разногласий учёный должен
осуществить сбор более дифференцированного материала для
подтверждения своей теории. В науке возможен и диссенсус фактов -
это тот случай, когда фактический материал относительно слаб и
неполон.
В целом же научные разногласия разрешимы, и в этом состоит
смысл излагаемой и анализируемой Л. Лауданом точки зрения. В
итоге, считает Л. Лаудан, философы, имеющие сильные традиции,
полагали, что наука - это сфера, где консенсус достижим, поскольку
исследователь использует общепризнанные правила методологии
науки или индуктивной логики (посредством последних разрешались
разногласия о фактическом). Приверженностью этому подходу к
проблеме «разногласие - консенсус» можно объяснить тот факт, что
Карнап, Поппер, Рейхенбах пытались формально выразить эти
правила доказательного рассуждения в споре теорий, пытались
выработать каноны логики рассуждения, вывода, отыскать нормы и
стандарты, которые в рациональном научном сообществе разделяют
члены этого сообщества.
В социологии науки традиции были не столь сильны, как в
философии, хотя проблема соотношения консенсуса и диссенсуса
была одной из центральных. Консенсус понимался как естественное
состояние сферы естествознания, диссенсус - как отклонение от
166
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- …
- следующая ›
- последняя »