ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
лаборатории нет гносеологической проблематики. Специфично
понимание социальности в науке, - это те отношения, которые
складываются в процессе конструирования научного знания внутри
лаборатории; в литературе эта социальность получила название
внутренней социальности, социальности научного сообщества.
Эта форма и разновидность социальности характеризуется
разнообразнейшим диапазоном отношений: начальник-подчинённый,
учёный, финансист, менеджер. Исследование же этого рода
отношений включает в себя анализ этических норм деятельности,
мотивации деятельности и её целей. Что касается способа общения, в
пределах его учёный выступает как занимающий определённую
позицию в научном споре, как сторонник-противник теории-
парадигмы, но не как человек с конкретным служебным статусом. По
сути, это отношения научных позиций, в этих отношениях каждый
участник как бы персонифицирует конкретный способ логической
интерпретации теории-парадигмы. (Здесь может быть упомянут
приём, используемый в «Диалогах» Галилея и «Доказательствах и
опровержениях» Лакатоса, когда конкретный исследователь заменён
вымышленным персонажем).
Почему на рубеже столетий возник этот неподдельный интерес
к исследованию социальности науки, изменилась её оценка? Причина,
на наш взгляд, заключена в том, что наука являет собой сложнейшую
целостность, куда вошли разнообразные социальные структуры,
статус и структура знания, и это дает возможность ставить вопрос об
известной гуманизации знания.
Существуют разные срезы социальности в науке. Под
социальностью понимают обусловленность научной эволюции
внешними социальными факторами, существование присущих науке
внутренних отношений (социальность научного сообщества),
взаимодействие внутренней и внешней социальности, а также влияние
внутренней социальности научного сообщества на логические
компоненты знания. Учет всех срезов социальности в исследовании
эволюции научного знания позволяет сформировать целостный образ
науки.
5.2. Контекст открытия и контекст обоснования в научном
познании
В классической гносеологии не существовало проблемы
отношения открытия и обоснования, - открытием считалось
формирование в науке новых законов путем логического их
выведения из начал познания: это были либо эмпирические данные,
174
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
- …
- следующая ›
- последняя »