Философия науки. Корниенко А.А - 175 стр.

UptoLike

Рубрика: 

которые поставлял эксперимент (Бэкон), либо общие принципы
науки, эксплицируемые в ходе интеллектуальной интуиции.
Логические методы выведения законов методы
элиминативной индукции для Бэкона и метод дедукции для Декарта.
По сути речь идет о том, что в классической гносеологии акты
открытия и обоснования совпадают, - это лишь разные стороны
единого процесса исследования, творчества.
Эмпиризм ХХ века не принял вариант этой классической
концепции. Он не только различил, но и принципиально разделил и
противопоставил друг другу акты открытия и обоснования. Таким
образом, процесс формирования научного закона (создания теории)
разделяется на два основных этапа. На первом выдвигается гипотеза о
законе, этот акт квалифицируется как открытие. На втором этапе
осуществляется эмпирическое обоснование (верификация,
подтверждение) гипотезы. Поскольку гипотеза о законе имеет
универсальный характер, она не может быть непосредственно
сопоставлена с данными опытов. Поэтому приходится сначала
дедуктивно выводить из нее единичные следствия и лишь их
проверять в опыте. Тем самым обоснование с необходимостью
предполагает выполнение определенных логических процедур. Что же
касается открытия, то оно, как полагают, имеет принципиально
внелогический характер. Эту мысль выразил в работе «Опыт и
предсказание» Г. Рейхенбах, когда различил в своей книге «Опыт и
предсказание» «контекст открытия» (context of discovery) и «контекст
обоснования» (context of justification). «Justification» переводится
прежде всего как «оправдание». Но русское «оправдание» - это
главным образом нравственная оценка (поступка, нормы). В данном
же случае имеется в виду (эмпирическое) обоснование научного
знания. Строго говоря, его заботит не столько демаркация открытия и
обоснования (ее существование мыслится как само собой
разумеющееся), сколько ограничение теории познания
(эпистемологии) от других наук (социологии и психологии), так или
иначе изучающих научное знание. Что касается социологии, то здесь
проблема решается сравнительно просто: когда эта наука изучает
знание, она просто рассматривает исключительно его внешние
отношения, а эпистемология психология) интересуется
отношениями внутренними (содержанием, структурой знания).
Г. Рейхенбах различал открытие и обоснование и относил их к
разным областям духовной деятельности: Хорошо известное различие
между тем, как мыслитель обнаруживает данную теорему, и тем, как
он представляет ее публике, может иллюстрировать контекст
открытия и контекст обоснования, чтобы обозначить это различение.
175