Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
этого нужно сделать человеку? Любить. Любить все сущее той жерт
венной любовью, которой любил сам Бог.
У Мережковского есть анализ обряда жертвоприношения в язы
ческом мире, в нем он показал, как язычники исказили смысл жерт
вы и стали служителями дьявола. Ацтекская империя строилась на
человеческих жертвах, ацтеки войны вели с целью захвата добычи и
жертвенного людоедства. Современный человек с крайней формой
индивидуализма – человек есть бог, поступает так же, как и древ
ний, он приносит в жертву не свое сердце, не себя отдает миру, а,
наоборот, весь мир приносит в жертву себе одному. Мировые войны
XX столетия очень хорошо это иллюстрируют.
Мережковский рассматривает дионисийские таинства в древнос
ти как мистерию соединения души человека с Богом, в священных
тайнодействиях вакхический экстаз поднимал душу человека до бо
жественных вершин. Но в экстазе, как и в жертвоприношении, лег
ко соскользнуть в соблазн демонического экстаза, настоящего безу
мия, разрушающего человека: «Старую душу потерять, “выйти из
себя”, легко; но еще неизвестно, какую душу приобретешь, и кто в
человека войдет, – Лютый или Кроткий, бес или бог. Ждут одного, а
приходит другой. Эта игра опасная: чет или нечет, а ставка – душа»
60
.
Любовь и смерть в вакхическом экстазе легко переходят друг в друга.
Слово «экстаз» (гр. означает «восхищение») – состояние крайней
степени восторга, доходящего до исступления, до потери самообла
дания. Религиозный и творческий экстаз связан с выхождением че
ловека из себя, с освобождением души от переживаний для приема
высших чувств: чтобы влить вино в стакан с водой, надо вначале
освободить стакан от воды. Дионисийское исступление освобождает
человека от его поглощения повседневностью и поднимает его душу до
единения с подлинным, метафизическим «Я» личности.
Экстатический восторг должен смениться тишиной, потому что
только в безмолвии, в этой «неподвижной точке», происходит обще
ние души человека с Богом: «Сам экстаз все еще жажда, только ти
шина – утоление; сам экстаз – все еще путь, только тишина – цель;
сам экстаз все еще мир, только тишина – Бог»
61
. Безмолвие и тиши
на выступает символом мистического единения человека с Богом.
Мережковский использует миф о Дионисе в качестве символа бу
дущего – эпохи духа или любви.
Эпоху духа или третьего завета писатель назовет эрой Матери. В
ней любовь людей должна достигнуть той высшей самоотверженнос
ти, которую в нашей жизни воплощает Мать, Жена, Невеста, Дева.
Писатель в конце книги «Тайна трех» написал следующие слова:
«Мир гибнет оттого, что забыл Мать. Мужское возобладало над женс