Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
проглотил ее, как здоровый глотает яд, или больной – лекарство, и
борется с нею, чтобы принять ее в себя или извергнуть навсегда. Борется
двадцать веков, а последние три века – так, что и слепому видно: им
вместе не быть; или этой Книге, или этому миру конец»
57
.
Почему религиозный мыслитель называет Иисуса Неизвестным?
Для церкви и людей религиозный факт преображения, изменения и
воскресения плоти Христа остается еще неизвестным явлением, они
оставили без внимания неоднократные высказывания евангелистов
Марка и Матфея, а также Павла о том будущем, когда человек физи
чески изменится: «тайну вам говорю… все мы изменимся (в атом вре
мени,…), во мгновение ока…»
58
Мережковский считает, что церковь
и верующие люди не рассматривают религиозный опыт Христа как
явление новой онтологической реальности, хотя весь христианский
мир ежегодно в праздник Пасхи и отмечает Воскресение Христово,
его победу над смертью. Христиане не делают реальных усилий для
изменения себя и мира. В новозаветных текстах указывается путь к
созданию бессмертной плоти, таким путем является любовь.
Любовь есть нескончаемый путь к воскресению. Речь идет о жерт
венной любви, о любви как безграничной самоотдаче себя другому.
Символом великой жертвенной любви является Иисус Христос, от
давший свою жизнь во имя искупления первородного греха: «Жерт
венна всякая любовь, и чем сильнее, тем жертвенней. Бог – предел
человеческой любви и жертвы…»
59
Мережковский создал историософскую концепцию, в которой ис
торию рассматривал как мистерию Бога умершего и воскресшего.
История есть драма смерти Бога. Мифологические тексты повеству
ют о божественной трагедии: все народы имели легенду о растерзан
ном Боге, она связана с судьбами таких богов, как Осирис, Таммуз,
Адонис, Аттис, Митра, Дионис. Под разными именами богов переда
ется акт трагедии. Мифологическая трагедия указывает на таин
ственную связь происхождения мира с жертвой Бога: мир есть раз
дробленный, растерзанный Бог. Но миф повествует не только о смер
ти Бога, но и о его воскресении. В мифологических сюжетах Мереж
ковский нашел сходство языческой мысли с христианской историей
о распятии Бога. Крест символизирует жертвенную любовь. Иссле
дователь соединил историю таким образом, что языческим богам он
отвел роль теней, отбрасываемых Иисусом Христом. Язычество пи
сатель назвал «христианством до Христа». Эволюция мира и исто
рия человечества есть процесс возрождения Бога, из плоти и крови
которого состоит все сущее. Поэтому для восстановления Бога нуж
но «обожить» все сущее. Если Бог находится и внутри меня, то я
должен и могу его возродить, то есть самому стать Богом. Что для