Составители:
Рубрика:
23
го совершенства, а индивидуального, конкретного и неповторимого.
Любовь и есть утверждение любимого в его единственности и полно
те, в его духовнотелесном единстве: «Любовь к другому человеку
здесь рассматривается как желание совершенствовать свое «Я». Это
го можно достигнуть лишь соотнеся свое «Я» с «Ты». Благодаря это
му силы, присущие каждой из частей, соединяются и начинают ак
тивно действовать»
51
. Любовь есть реальное и трансцендентное ут
верждение личного бытия. Любовь есть чувство «стремительное, как
полет, неутолимое, как жажда Бога» – это огненный полет в беско
нечность
52
. В любви обостряется желание иметь крылья.
В поцелуе Гиппиус усматривает основную черту влюбленности:
«Поцелуй, эта печать близости и равенства двух «я», – принадлежит
влюбленности; желание, страсть от жадности украли у нее поцелуй,
– давно, когда она еще спала, – и приспособили его для себя, изме
нив, окрасив в свой цвет. Он ведь им в сущности совсем не нужен. У
животных его и нет, они честно выполняют закон – творить»
53
. По
целуй рождается влюбленностью, в прикосновении губ проявляется
самое сокровенное и задушевное любящих, их тайна. Но половая
страсть в своем похотливом желании сделала его «запыленной, ис
коверканной драгоценностью».
В любви реализуется острая жажда человека высказать себя дру
гому, открыть и подарить ему свой внутренний мир, превратив его в
звуки, слова, действия. Потребность в общении принадлежит к са
мым базовым психологическим потребностям людей, удовлетворе
ние которых формирует индивида в личность. Во встречах с другими
людьми человек учится понимать самого себя, во взглядах других
узнавать себя самого, а в непрерывной коммуникации рождать свой
образ и формировать самоидентификацию. Одиночество и замкнутость
людей происходит от непонимания их окружающими людьми, от неже
лания людей слушать и видеть другого. От того, что другой не оборачи
вается на зов, люди кричат друг другу, но в этом крике они еще больше
глохнут: «Люди не потеряли еще голоса, дара слова, – но оглохли: прой
дет время, и, как всякий глухой, люди потеряют речь и погибнут»
54
.
Обращаясь к текстам Мережковского и Гиппиус, мы рассмотрели
тайну одного и тайну двух, нам остается понять, в чем заключается
тайна трех. Если тайна одного открывается в «Я», тайна двух в «Ты»,
то тайна трех – в «Мы». «Мы» означает общество или соборное един
ство людей, основанное на христианской влюбленности. Мережков
ский предлагает еще раз повернуть колесо мира вокруг половой оси и
тем самым создать новую человеческую и общечеловеческую реаль
ность. Эта реальность должна стать новой ступенью мировой твор
ческой эволюции, переходом от органической материи к материи
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »