Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
равноправных начал в космосе, их отталкивания и притяжения друг
к другу. В этом символе раскрывается идея о метафизическом родстве
двух душ, об их разобщении в эмпирическом мире и о задаче людей
возродить утерянное единство. Философема андрогина в контексте
мысли русских философов содержит идею мистического брака: осно
вы и венца любящих, а также смысла духовной эволюции и вселенс
кой соборности.
Произведения Мережковского можно определить как интертек
стуальный текст или межтекстовый диалог: автор в своих сочинени
ях использует цитаты из других текстов или реминисценции других
текстов, относящихся к совершенно разным культурным реалиям,
но вступающие в диалогические отношения в смысловом простран
стве произведения. Верно, что современники называли писателя «пол
ководцем цитат». Рядом с цитатами из Платона и мифологических
текстов Мережковский вводит изречение Иисуса, причем неоднок
ратно касающееся времени Божьего Царства: «Спросила же Его Са
ломея: Когда придет Царствие Твое? И сказал Иисус: Когда два бу
дут одно, и мужское будет женским, и не будет ни мужского, ни
женского»
49
. Если попробовать прокомментировать эту цитату в кон
тексте идеи Мережковского, то можно сказать, что в ней эксплицит
но выражается мысль о бесполости человека будущего, хотя на са
мом деле в ней содержится указание на половую активность, но име
ющую характер строгой избирательности. Счастливый выбор друго
го уже осуществлен. Поэтому для любящего мужчины женский пол
вне его любимой как бы и не существует, он не замечает других жен
щин, так как все его половое натяжение держится одной женщиной:
его возлюбленной. Жизнь влюбленного человека оказывается про
низанной половыми отношениями.
Философы рассматривают диалектическую взаимосвязь любви и
смерти, в любви они видят ту силу, которая способна совершить чудо:
изменить физический закон смерти. Эрос как «строитель мостов» со
единяет две личности в одну по принципу «неслиянно и нераздельно», в
одно бессмертное существо
50
. В переживаниях любящего человека при
сутствует страх потери любимого, его радость сопряжена со страданием
разлуки и желанием вечности для избранника. В любви есть предчув
ствие вечной жизни, сама она есть единственный знак «оттуда».
Гиппиус пишет о необходимости роста осознанной воли из бессоз
нательного желания, об усилии любящих к вечному существованию.
Причину смертности людей можно обнаружить и в этимологии слова
«пол» – «половина» целого существа: божественного андрогина.
Андрогин символизирует абсолютное, совершенное бытие. Каждый
человек несет в себе потенцию абсолютного бытия, но не отвлеченно