Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
несмотря на большой рост и могучее телосложение, был тонкий,
странно высокий, очень приятный, но не мужественный. Красивая
рука – по тому, как он правил конем, Джиованни угадывал, что в ней
большая сила, – была нежная, с длинными тонкими пальцами, точ
но у женщины»
44
.
Писатель создает отношения духовной любви Леонардо с моной
Лизой: в их чувствах как в двух зеркалах происходит бесконечное
отражение друг друга; в женственной прелести Джоконды отражает
ся «женский двойник самого Леонардо». Мережковский полагает,
что да Винчи в своих картинах воплощает самого себя, свои физичес
кие и духовные черты, особенно в картинах «Джоконда» и «Иоанн
Креститель».
Мережковский объясняет свое представление о природе гениаль
ности посредством художественного описания портретов героев его
романов, например портретов Леонардо да Винчи и Святой Терезы
(1515–1582), причисленной католической церковью в 1622 году к
лику святых. Испанская Тереза де Хесус была реформатором ордена
кармелитов, в свое время она преследовалась инквизицией. Святая
Тереза обладала литературным даром, она прославилась сочинения
ми «Книга о моей жизни» и «Путь к совершенству». Русский писа
тель Мережковский в произведении «Св. Тереза Иисуса» создает ху
дожественный портрет святой: «Ростом она была высока и стройна,
как одинокий на вершине холма кипарис; царственно величавы были
все ее движения; волосы, темнокоричневые с рыжеватым отливом,
очень густы; …тихая улыбка тонких губ, с черною тенью усиков на
верхней губе, была так обаятельна, что раз ее увидевший никогда
уже не мог забыть; …Главная же прелесть ее была в том, что муже
ственная сила сочеталась в ней с женственной нежностью и все суще
ство ее было насыщено тем, что люди наших дней называют грубо, но
точно “зовом пола”»
45
.
Мережковский и Гиппиус оценивают внутренний мир человека
половыми категориями, с помощью их они описывают процесс твор
чества. В понимании мыслителей активная, творческая способность
человека, выраженная имплицитно интуицией, проявляется посред
ством мужского начала, а пассивная, воспроизводящая сила, пред
ставленная эксплицитно логикой, создается работой женского нача
ла. Душевная сфера человека имеет свое отражение во внешнем об
лике, в нем, как на экране, проецируется субъективный мир. Эффек
том переноса Мережковский объясняет сходство творческой личнос
ти с героями своих произведений, например, в картине «Джоконда».
Гиппиус указала на весьма распространенную ошибку, своего рода
философский срыв, связанный с подменой Вечной Женственности