Составители:
Рубрика:
21
как Женского начала женщиной, и как следствие этой подмены –
ложную идентификацию Женского как метафизического принципа с
конкретным полом – с женщиной: этой ошибки не избежали поэт А.
Блок и философ Н. Бердяев. Бессознательное смешение часто ведет к
близоруким оценкам двух мировых сил, как неравных
46
. Бердяев
смешал Женское начало с женским реальным индивидуумом, взял
женщину как воплотительницу чистой женщины, и эту женщину –
Женственность взял как объект, не способный к самостоятельному
творчеству. Ум женщины, пишет Гиппиус, лежит в Мужском нача
ле, и это начало имеет место в женщине, только оно имеет малораз
витую форму. Весь мир, считает Гиппиус, соскальзывает в одно нача
ло, можно видеть слишком много женского в женщине, отсюда и
вытекает неверие в женщину как творящую и мыслящую. Она ука
зывает на смысловую ошибку в словах: «женская мысль», «женское
творчество», «женское движение».
Гиппиус своими статьями на тему пола хотела изменить сознание
людей, показать им их заблуждения и тем самым помочь миру со
здать мыслящую, творческую женщину: «И явилась новая, не пре
жняя, потребность говорить, писать, кричать. Нельзя, невозможно
не стараться раскрыть свой опыт и свое сознание другим, с тем, что
бы они им воспользовались, когда будут, – непременно! – проходить
по тем же дорогам»
47
. Философ в своем творчестве неустанно повто
ряла мысль о том, что сознание определяет бытие: «всякое истинное
сознание – реально, оно часть действительности, а потому новое со
знание действительности есть новый факт, привходящий в эту дей
ствительность и тем самым уже както ее изменяющий. Во всяком
случае – указывающий направление, следуя которому она могла бы
и должна бы измениться»
48
. Истинное понимание сути полового воп
роса связано с вопросом об Эросе.
Если тайна одного связана с личностью, то тайна двух раскрыва
ется в любви. Мережковские используют легенду об андрогине, рас
сказанную Платоном в диалоге «Пир», для объяснения природы при
тяжения полов друг к другу. Участник философского пира комедий
ный поэт Аристофан рассказывает гротескный миф о первобытном
человеке. Тело у него было круглое с четырьмя руками и четырьмя
ногами, такое устройство тела придавало человеку быструю скорость
передвижения колесом на восьми конечностях. Боги, напуганные
титанической силой этих людей, разделили их на две половинки.
Речь Аристофана иносказательно передает мысль о человеке как фраг
менте целого, которому присуще метафизическое стремление к цель
ности своего существа. Андрогин в понимании Мережковского явля
ется символом, в котором содержится знание о взаимодействии двух
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »